МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Комитет по образованию администрации Ульчского муниципального района МБОУ СОШ п. Циммермановка РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО директор ______________ ______________ Абрамова Т.В. Протокол № Протокол № Приказ № от "" г. от "" г. от "" г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2424421) учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Розвезева Наталья Семеновна учитель начальных классов 2022 - 2023 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию. Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественнотворческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач. Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно. При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «Графика» Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения. Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией. Рисование с натуры: разные листья и их форма. Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных). Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части. Модуль «Живопись» Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета. Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете. Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения. Модуль «Скульптура» Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. Модуль «Архитектура» Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии. Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. Модуль «Восприятие произведений искусства» Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя). Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Модуль «Азбука цифровой графики» Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении. Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека; формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности; демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации. Модуль «Графика» Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока. Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка. Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку. Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры. Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины. Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка. Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности. Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала). Модуль «Живопись» Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока. Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет. Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций. Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета. Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом. Модуль «Скульптура» Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.). Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении. Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства. Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические. Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица). Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей. Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла. Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника. Модуль «Архитектура» Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий. Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел. Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности. Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения. Модуль «Восприятие произведений искусства» Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем. Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя. Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки). Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса). Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой. Модуль «Азбука цифровой графики» Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 05.09.2022 Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения; Устный опрос; Российская онлайн платформа Учи.ру Модуль 1. Восприятие произведений искусства 1.1. Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. 0.5 0 0 1.2. Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. 0.5 0 0 Объяснять расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата; Устный опрос; платформа Учи.ру 1.3. Обсуждение содержания рисунка. 1 0 0 Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения; Устный опрос; платформа Учи.ру Итого по модулю 1 2 Модуль 2. Графика 2.1. Линейный рисунок. 0.25 0 0 Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; Устный опрос; платформа Учи.ру 2.2. Разные виды линий. 0.25 0 0 Наблюдать и анализировать характер линий в природе; Устный опрос; платформа Учи.ру 2.3. Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. 0.25 0 0 Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; Устный опрос; платформа Учи.ру 2.4. Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. 0.25 0 0 Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; Устный опрос; платформа Учи.ру 2.5. Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). 1 0 1 Выполнять с натуры рисунок листа дерева; Практическая работа; платформа Учи.ру 2.6. Последовательность рисунка. 1 0 0 Осваивать навыки работы графическими материалами; Практическая работа; платформа Учи.ру 2.7. Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. 1 0 0 Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; Устный опрос; платформа Учи.ру 2.8. Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. 1 0 1 Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым, озорным развитием сюжета; Практическая работа; платформ Учи.ру 2.9. Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. 0.25 0 0 Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости; Устный опрос; платформа Учи.ру 2.10. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. 0.25 0 0 Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости; Устный опрос; платформа Учи.ру 2.11. Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. 0.25 0 0 Учиться работать на уроке с жидкой краской; Устный опрос; платформа Учи.ру 2.12. Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. 0.25 0 0 Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым, озорным развитием сюжета; Устный опрос; платформа Учи.ру Итого по модулю 2 6 Модуль 3. Живопись 3.1. Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. 0.5 Навыки работы гуашью в условиях урока. 0 0 Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым цветом; Устный опрос; платформа Учи.ру 3.2. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. 0.5 0 0 Знать три основных цвета; Устный опрос; платформа Учи.ру 3.3. Эмоциональная выразительность цвета. 0.5 0 0 Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др.; Устный опрос; платформа Учи.ру 3.4. Цвет как выражение настроения, душевного состояния. 0.5 0 0 Выполнить красками рисунок с весёлым или грустным настроением; Устный опрос; платформа Учи.ру 3.5. Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. 1 0 0 Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на основе демонстрируемых фотографий или по представлению; Устный опрос; платформа Учи.ру 3.6. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. 1 0 1 Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое время года и почему, как догадаться по цвету изображений, какое это время года; Практическая работа; платформа Учи.ру 3.7. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. 1 0 1 Осваивать технику монотипии для развития живописных умений и воображения; Практическая работа; платформа Учи.ру Итого по модулю 3 5 Модуль 4. Скульптура 4.1. Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. 0.5 0 0 Осваивать первичные навыки лепки — изображения в объёме; Устный опрос; платформа Учи.ру 4.2. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. 0.5 0 0 Лепить из целого куска пластилина мелких зверушек путём вытягивания, вдавливания; Устный опрос; платформа Учи.ру 4.3. Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. 1 0 0 Овладевать первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже; Устный опрос; платформа Учи.ру 4.4. Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов). 1 0 1 Выполнить лепку игрушки по мотивам выбранного народного промысла; Практическая работа; платформа Учи.ру 4.5. Объёмная аппликация из бумаги и картона. Итого по модулю 4 1 0 1 Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги; Практическая работа; платформа Учи.ру 4 Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство 5.1. Узоры в природе. 0.25 0 0 Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий); Устный опрос; платформа Учи.ру 5.2. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. 0.25 0 0 Приобретать опыт использования правил симметрии при выполнении рисунка; Устный опрос; платформа Учи.ру 5.3. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. 0.25 0 0 Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, геометрические, анималистические; Устный опрос; платформа Учи.ру 5.4. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. 0.25 0 0 Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, геометрические, анималистические; Устный опрос; платформа Учи.ру 5.5. Декоративная композиция в круге или полосе. 1 0 1 Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью; Устный опрос; платформа Учи.ру 5.6. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. 1 0 1 Рассматривать и характеризовать примеры художественно выполненных орнаментов; Практическая работа; платформа Учи.ру 5.7. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. 1 0 1 Осваивать технику оригами, сложение несложных фигурок; Практическая работа; платформа Учи.ру 5.8. Форма и украшение бытовых предметов. 1 0 0 Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей; Устный опрос; платформа Учи.ру 5.9. Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. 1 0 0 Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, подручными материалами; Устный опрос; платформа Учи.ру Итого по модулю 5 6 Модуль 6. Архитектура 6.1. Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. 1 0 0 Рассматривать и сравнивать различные здания в окружающем мире (по фотографиям); Устный опрос; платформа Учи.ру 6.2. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. 1 0 0 Осваивать приёмы складывания объёмных простых геометрических тел из бумаги (параллелепипед, конус, пирамида) в качестве основы для домиков; Устный опрос; платформа Учи.ру 6.3. Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. 1 0 1 Макетировать в игровой форме пространство сказочного городка (или построить городок в виде объёмной аппликации); Практическая работа; платформа Учи.ру Итого по модулю 6 3 Модуль 7. Восприятие произведений искусства 7.1. Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. 1 0 0 Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки учителя; Устный опрос; платформа Учи.ру 7.2. Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). 0.5 0 0 Осваивать опыт восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек; Устный опрос; платформа Учи.ру 7.3. Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. 0.5 0 0 Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой; Устный опрос; платформа Учи.ру 7.4. Знакомство с живописной картиной. 0.5 0 0 Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки); Устный опрос; платформа Учи.ру 7.5. Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). 0.5 0 0 Знать основные произведения изучаемых художников; Устный опрос; платформа Учи.ру 7.6. Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. 1 0 0 Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя; Устный опрос; платформа Учи.ру 7.7. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. 0.5 0 0 Наблюдать, разглядывать, анализировать детские работы с позиций их содержания и сюжета, настроения, расположения на листе, цветового содержания, соответствия учебной задаче, поставленной учителем; Устный опрос; платформа Учи.ру 7.8. Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» 0.5 0 0 Знать основные произведения изучаемых художников; Устный опрос; платформа Учи.ру Итого по модулю 7 5 Модуль 8. Азбука цифровой графики 8.1. Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. 1 0 0 Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы; Практическая работа; платформа Учи.ру 8.2. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. 1 0 0 Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания, его композиции; Практическая работа; платформа Учи.ру 0 10 Итого по модулю 8 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений 1 0 0 05.09.2022 Устный опрос; 2. Первые представления о 1 композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. Обсуждение содержания рисунка 0 0 12.09.2022 Устный опрос; 3. Разные виды линий. Линии в 1 природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. 0 0 19.09.2022 Устный опрос; 4. Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный) 1 0 0 26.09.2022 Устный опрос; 5. Последовательность 1 рисунка. Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела»,меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных 0 0 03.10.2022 Устный опрос; 6. Линейный тематический 1 рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом 0 0 10.10.2022 Устный опрос; 7. Пятно-силуэт. Превращение 1 случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт 0 1 17.10.2022 Практическая работа; 8. Навыки работы на уроке с 1 жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам 0 1 24.10.2022 Практическая работа; 9. Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока 1 0 0 31.10.2022 Практическая работа; 1 0 0 07.11.2022 Устный опрос; 10. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. Эмоциональная выразительность цвета. Цвет как выражение настроения, душевного состояния 11. Наш мир украшают цветы. 1 Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения 0 1 14.11.2022 Практическая работа; 12. Тематическая композиция 1 «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике 0 0 21.11.2022 Устный опрос; 13. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения 1 0 0 28.11.2022 Устный опрос; 14. 1 0 1 05.12.2022 Практическая работа; 15. Бумажная пластика. 1 Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией 0 0 12.12.2022 Устный опрос; 16. Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) 1 0 1 19.12.2022 Практическая работа; 17. Объёмная апликация из бумаги и картона 1 0 1 26.12.2022 Практическая работа; Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания 18. Наблюдение узоров в живой 1 природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства 0 0 09.01.2023 Устный опрос; 19. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев 1 0 0 16.01.2023 Устный опрос; Узоры и орнаменты, 1 создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или полос 0 0 23.01.2023 Устный опрос; 21. Орнамент, характерный для 1 игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов 0 1 30.01.2023 Практическая работа; 22. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги 1 0 1 06.02.2023 Практическая работа; 23. Форма и украшение бытовых 1 предметов. Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор 0 0 13.02.2023 Устный опрос; 20. 24. Наблюдение разнообразия 1 архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий 0 0 20.02.2023 Устный опрос; 25. Освоение приёмов 1 конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии 0 0 27.02.2023 Устный опрос; 26. Макетирование (или 1 создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина 0 1 06.03.2023 Практическая работа; 27. Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ 1 0 0 13.03.2023 Устный опрос; 28. Художественное наблюдение 1 окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки) 0 0 20.03.2023 Устный опрос; 29. Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой 0 0 03.04.2023 Устный опрос; 1 30. Знакомство с живописной 1 картиной. Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя) 0 0 10.04.2023 Устный опрос; 31. Ассоциации из личного 1 опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» 0 0 17.04.2023 Устный опрос; 32. Фотографирование мелких 1 деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений 0 0 24.04.2023 Устный опрос; 33. 1 0 1 15.05.2023 Практическая работа; 33 0 10 Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвящение, 2019 2. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ - Виртуальный музей живописи, скульптуры, архитектуры. Энциклопедия мифологии. Библиотека. (http://smallbay.ru/) -"Государственный Русский музей" Санкт-Петербург История. Выставки. Коллекции. Реставрация. (http://www.rusmuseum.ru/) - - -И - Интернет-галерея живописи – картины, живопись, репродукции. (http://gallerix.ru/) Лучшие музеи Европы и мира(http://www.kontorakuka.ru) Презентации поэтапной росписи. Фрагменты народной музыки. Видеоролики о народной игрушке (http://www.1-kvazar.ru/) Сайт музеев России и 100 музеев мира (http://museum.ru) МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Краски акварельные, альбомы, карандаши ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Ноутбук, интерактивная доска, презентации,репродукции картин