РПСветская этика 4 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Г.А Скушникова
п. Циммермановка Ульчского муниципального района Хабаровского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на
заседании Заместитель директора по Директор школы
педагогического совета
УР
________________________
________________________ ________________________ Т.В. Абрамова
Протокол №1
августа 2023 г.

от

«29» «29» августа 2023 г.

Приказ №39-о
августа 2023 г.

от

«29»

Рабочая программа
Основы религиозной культуры и светской этики
«Основы светской этики»
4 класс
Срок реализации 1 год

Разработал
педагог дополнительного образования
Гармонщикова О. Г.

1

2019 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой базой для рабочей программы по курсу являются:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ, вступившим в силу с 01 сентября 2013 г.
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373 «Об
утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования».
 Примерная основная образовательная программа начального общего образования, Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей – «Основы светской
этики». Представленный модуль «Основы светской этики», являясь частью курса ОРКСЭ, имеет
логическую завершѐнность по отношению к установленным целям и результатам обучения и
воспитания и включает в себя такой объѐм материала по предмету, который позволяет
использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Цели курса:
- Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального
народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Воспитание,
социально-педагогическая
поддержка
становления
и
развития
высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи курса:
- знакомство учащихся с основами светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих
основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного
мира и согласия.
Новизна и актуальность:
Особенностью ФГОС второго поколения является нацеленность на решение не только задач
обучения и развития, но и задач воспитания. Критерием для определения ценностей выбраны
Нравственность и Человечность, так как они противостоят разрушительным явлениям и
позволяют человеку развивать свое сознание, жизнь и систему общественных отношений.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет:
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовнонравственная
консолидация многонационального народа РФ;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и
2

воспитания учащихся.
Принципы построения модуля «Основы светской этики»
При построении учебного модуля «Основы светской этики» учитывались принципы:
научность, доступность, культуросообразность.
1. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–х
классов, то в нѐм содержится минимум сведений (дат, имѐн, событий, терминов, понятий),
которые школьникам уже известны из других учебных предметов.
2. Принцип культуросообразности. Нравственное воспитание обучающихся в российской
школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться
перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу,
мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие,
жертвенная любовь к Родине.
В процессе изучения основ светской этики у школьников формируются умения критически
оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни
лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам
поведения дома, на улице, в школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание
школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам,
готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об
особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и
традиций.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно – воспитательной системой
имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы
светской этики».
Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к
результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен
обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе
содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими
гуманитарными предметами начальной и основной школы. Основой для данного курса является
концепция «Духовно-нравственного воспитания».
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по
выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести
учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей
организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного
курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для
организации обучения ребѐнка по содержанию того или иного модуля.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников
10-11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их
значение в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс ОРКСЭ призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать
педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для
приобщения к ней российских школьников.
Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция»,
«мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим
началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
3

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования личности ребѐнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и
общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении
образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования
порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии,
многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,
религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и
основывается на ряде факторов:
 общая историческая судьба народов России;
 единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему
межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность
социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных
культурах и светской этике посредством:
 ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
 педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех
модулей учебного курса;
 системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и
другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
 ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их
родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших
подростков;
 единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
МЕСТО ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений
в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные
приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312»с 1
сентября 2012г. учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет изучаться
в объеме 1 ч в неделю в 4 классе и рассчитан на 34часа.
В соответствии с учебным планом учебного заведения на 2015-2016 учебный год на предмет
«Основы религиозных культур и светской этики » в 4 классе
отведено 34 часа в год (1 час в
неделю).
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на
основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный
материал, освоить его в творческой, деятельной форме.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно
быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания.
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения
школьников:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и
ценностей, отделять поступки человека от него самого.
4

- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки
считаются хорошими и плохими.
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несѐт ответственность
за свои поступки.
- Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и
сопереживание чувствам других людей;
- Развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
 Совместно с учителем составлять план решения задачи.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с
помощью учителя.
 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других
учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, рисунок и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений и событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде
текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
 Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи
с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
 Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать еѐ,
приводя аргументы.
 Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть
готовым изменить свою точку зрения.

5

 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
 Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли
в группе.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные
ниже.
- Определять и объяснять своѐ отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным,
гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать
за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях
жизненных ситуаций.
- Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
- Формировать первоначальные представления о светской этике, религиозной культуре и их роли
в истории и современности России.
- Осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей:
Отечество, семья, религия – и представляется тематическими блоками (разделами).
Основные содержательные линии учебного предмета «Основы светской этики »
- любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству;
- правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир,
свобода личная и национальная;
- доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, равноправие,
ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и
младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной
культуре и светской этике, стремление к развитию духовности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по курсу «ОРКСЭ Светская этика» в 4 классе
№

Изучаемый материал

1
2

Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека.
Раздел 1. Раздел 1. Этика общения

3
4
5
6
7
8
9
10

Раздел 2. Этикет
Раздел 3. Этика человеческих отношений
Раздел 4. Этика отношений в коллективе
Раздел 5. Простые и нравственные истины
Раздел 6. Душа обязана трудиться
Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь характер
Раздел 8. Судьба и родина едины
Подготовка и презентация творческих проектов на основе
изученного материала
ИТОГО

Кол-во
часов
1
4
4
4
3
4
4
4
4
2

Контроль

проект

34
6

Формы контроля и оценки планируемых результатов
В процессе
изучения
курса, учащихся должны выполнить
проектную работу,
предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно–деятельностный подход.
Дети, занимаясь групповой исследовательской деятельностью, научатся отбирать необходимый
материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не
только к исследовательской деятельности при выполнении практических работ, но и к предмету в
целом.
Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе:
- текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
- составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
- защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;
- выставки работ учащихся.
При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля,
применяемые в системе безотметочного обучения:
- стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
- прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до
начала его реального выполнения;
- пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения исследовательских работ учащихся;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом
сравнения фактических результатов;
- рефлексивный контроль — контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия
и опирающийся на понимание принципов его построения;
- итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по
предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.
Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия, раздела осуществляется по ряду
критериев:
- понимание изучаемого материала;
- степень самостоятельности в подборе необходимого материала;
- самостоятельность суждений;
- умение поддержать и выстроить диалог;
Итоговый контроль осуществляется качественной оценкой – «зачѐт» или « незачѐт».
Типы уроков
1 Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
2 Закрепление знаний и способов деятельности.
3 Комплексное применение знаний и способов деятельности.
4 Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
5 Проверка и оценка знаний и способов деятельности.
6 Коррекция знаний и способов деятельности.
Формы контроля:
СР- Самостоятельная работа;
УО- Устный опрос;
ПО- Письменный опрос;
СД- Словарный диктант;
ВзО- Взаимоопрос;
Т- Тест;
В – Викторины;
ПР- практическая работа;
К – Кроссворд;
ТР- Творческая работа;
П- Проект;
ПРУ- Презентация работ учащихся;
Сб- Сообщение;
АПИ- Анализ произведений искусств.

7

8

№
п/п

Название раздела, темы учебного занятия
Введение. Этика
– наука о
нравственной
жизни человека

Характеристика основных видов деятельности ученика
Беседа; устный рассказ
на тему; работа с
иллюстрированным
материалом;
подготовка творческой
беседы с членами
семьи.

Планируемые результаты
предметные (знать,
уметь)
Развитие представлений
о понятиях мораль, нравственность, светская и
религиозная этика, какое
значение имеет в жизни
человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог.

метапредметные

Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока
после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем
обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Раздел 1. Этика общения. 4 ч
2.
Добрым жить на Беседа, комментирова- Формирование первона- - совместно с учителем
белом свете
нное чтение, самостоя- чальных умений приме- составлять план решевеселей.
тельная работа с исто- нять моральные нормы в ния задачи.
- работая по плану, свечником информации.
реальных жизненных
3.
Правила общерять свои действия с
Определение и форму- ситуациях, адекватно
ния для всех.
целью и при
оценивать свои поступ4.
От добрых дел – лирование цели своей
необходимости
деятельности, решаеки и действия людей на
добрые слова и
исправлять ошибки с
мой проблемы, постав- основе традиционных
поступки
ленной задачи. Постнравственных ценностей помощью учителя.
5.
Каждый
- в диалоге с учителем
роение предположеи моральных норм.
интересен
вырабатывать критерии
ния, прогноз круга
оценки и оценивать
возможных действий.
свою работу и работу
Раздел 2. Этикет. 4 ч
других учащихся.
6.
Премудрости
Выбор способов дости- Знакомство со значениэтикета
жения цели, проверка и ем этических норм, норм - осуществлять
корректировка их.
морали и нравственнос- информационный
поиск для выполнения
Составление разных
ти.
учебных заданий.
7.
Красота этикета планов. Анализ текста, Установка взаимосвязи
8.
Простые школь- выделение в нѐм глав- между культурой и
поведением людей.
ные и домашние ного и формулироваправила этикета ние своими словами.
Нахождение в сплош9.
Чистый ручеек
Воспитание нравственном и несплошном
нашей речи
ного, творческого, оттексте нужной инфор- ветственного граждамации. Формулированина России. Овладение
ние смыслового содер- логическими действии1.

Дата
проведения
личностные
- проявлять учебнопознавательный
интерес, осознавать
мотивацию к
учебной
деятельности;
понимать причины
своего успеха или
неуспеха в учебной
деятельности.
- чувствовать
ответственность за
свой выбор;
понимать, что
человек всегда
несѐт
ответственность за
свои поступки.
- оценивать
жизненные
ситуации и
поступки людей с
точки зрения
общепринятых норм
и ценностей,
отделять поступки
человека от него
самого.
- объяснять и
обосновывать с
точки зрения
общепринятых норм
и ценностей, какие
поступки считаются
хорошими и

по
плану

факт.

жания иллюстраций.
Нахождение нужной
информации в печатных и электронных
источниках.
Этика человеческих отношений. 4 ч
10.
В развитии
Открытие для себя знадобрых чувств – чения этических понятворение души
тий, объяснение их
смысла своими словами. Оформление своих
мыслей в устной и
письменной речи: составлять монологичес11.
Природа –
кие высказывания и
волшебные
небольшие повествовадвери к добру и
тельные тексты с эледоверию
ментами рассуждения.
12.
Чувство Родины Участие в дискуссии,
13.
Жизнь протекает выслушивание одноклассников, выделяя в
среди людей
их речи мнения и аргументы; задавание вопросов; изложение своего мнения, используя
аргументы.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе. 3 ч
14.
Чтобы быть
Анализ поступков с
коллективом
точки зрения норм мо15.
Коллектив начи- рали, сопоставление и
оценивание их. Выденается с меня
16.
Мой класс – мои ление поступков, за
которые человек модрузья
жет и должен чувствовать стыд и вину. Выбор в моделях жизненных ситуаций и обоснование его.
Раздел 5. Простые и нравственные истины.

ями анализа, готовность
слушать собеседника и
вести диалог.

Познавательные:
- ориентироваться в
своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для
решения учебной задаОбучение анализу жизненных ситуаций, выбо- чи в один шаг.
- отбирать необходиру нравственных форм
мые для решения учебповедения, сопоставляя
их с формами религиоз- ной задачи источники
информации среди
ной культуры (правопредложенных учитеславной и др.)
лем словарей, энциклоЗнакомство со взаимопедий, справочников и
связями между культурой, моральными тради- других материалов.
- добывать новые знациями и поведением
ния: извлекать инфорлюдей.
Обучение толерантному мацию, представленотношению к представи- ную в разных формах
(текст, таблица, схема,
телям разных мировозрисунок и др.).
зрений и культурных
- перерабатывать полутрадиций. Воспитание
нравственного, творчес- ченную информацию:
сравнивать и группикого, ответственного
ровать факты и явлегражданина России.
ния; определять причиЗнакомство со значении- ны явлений и событий;
ем этических норм, норм делать выводы на основе обобщения знаний;
морали и нравственсоставлять простой
ности в жизни людей
план учебно-научного
текста, представлять
информацию в виде
текста, таблицы, схемы.

плохими.
- самостоятельно
определять и
формулировать
самые простые,
общие для всех
людей правила
поведения (основы
общечеловеческих
нравственных
ценностей).
- опираясь на эти
правила, делать
выбор своих
поступков в
предложенных
ситуациях.
- планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями еѐ
реализации.
- определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата; вносить
соответствующие
коррективы в их
выполнение на
основе оценки и с
учѐтом характера
ошибок.

4ч
10

Выделение нравственных мотивов в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников. Встраивание этических понятий в свою
систему знаний, опе19.
Милосердие –
рирование ими в расзакон жизни
суждениях. Оформле20.
Жить во благо
ние мыслей в устной и
себе и другим
письменной речи: составлять высказывания
с элементами рассуждения.
Раздел 6. Душа обязана трудиться. 4 ч
21.
Следовать
Участие в дискуссии,
нравственной
выслушивание одноустановке
классников, выделяя в
их речи мнения и аргу22.
Достойно жить
менты; задавание восреди людей
просов; изложение
23.
Уметь понять и
своего мнения, испольпростить
зуя аргументы. Сопо24.
Простая этика
ставление своего мнепоступков
ния с мнениями других людей. Обсуждение разных мнений,
оценка их с точки зрения норм морали и
логики.
Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь
характер. 4 ч
25.
Общение и
Обсуждать разные
источники
мнения. Организовыпреодоления зла вать работу в паре и в
группе, сотрудничать с
26.
Ростки нравстодноклассниками, довенного опыта
говариваться, учитыповедения
17.
18.

Жизнь священна
Человек рожден
для добра

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм
поведения, сопоставляя
их с формами религиозной культуры (православной и др.)
Знакомство со значением этических норм,
норм морали и нравственности в жизни
людей.

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением
людей.
Анализ моральных и
этических требований,
предъявляемых к
человеку в светской
культуре и различных
культурных, в том числе
и религиозных
традициях.

Знакомство со
значением этических
норм, норм морали и
нравственности в жизни
людей

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли
в устной и письменной
речи с учѐтом своих
учебных и жизненных
речевых ситуаций; высказывать свою точку
зрения и обосновывать
еѐ, приводя аргументы.
- слушать других людей, рассматривать их
точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым
изменить свою точку
зрения.
- читать вслух и про
себя тексты учебников
и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к
тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное;
составлять план.
- договариваться с
людьми: сотрудничать
в совместном решении
задачи, выполняя
разные роли в группе.
- сотрудничать со
взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях,
уметь не создавать
11

Доброте сопутвая разные мнения и
ствует терпение придерживаясь согласованных правил.
28.
Действия с
приставкой «со»
Раздел 8. Судьба и родина едины. 4 ч
29.
С чего начинает- Анализ текста, выделеся Родина
ние в нѐм главного и
30.
В тебе рождает- формулирование своими словами. Нахождеся патриот и
ние в сплошном и негражданин
сплошном тексте нужной информации.
Нахождение нужной
31.
Человек – чело
информации в печатвека
32.
Слово, обращен- ных и электронных
источниках.
ное к себе

конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций.

27.

33.

34.

Подготовка к
творческим
работам
учащихся
Презентация
творческих
проектов
учащихся.
Подведение
итогов

Обсуждать разные
мнения. Организовывать работу в паре и в
группе, сотрудничать с
одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и
придерживаясь согласованных правил.
Выступать перед
знакомой аудиторией.

Знакомство с ценностями: Отечество, долг
и их понимание как
основы традиционной
культуры
многонационального
народа России.
Анализ важности
соблюдения человеком
нравственных и
моральных норм.
Подведение итогов.
Презентация
творческих работ.
Участие в диспутах,
обучение слушать
собеседника и излагать
своѐ мнение.

осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на
основе осознаваемых
целей, намечать новые
цели; проявлять творческую инициативу,
самостоятельность
в групповой работе.

уметь осуществлять
информационный
поиск для выполнения заданий;
определять общие
цели и пути их
достижения, уметь
договориться о
распределении
ролей в совместной
деятельности.

12

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Учебник: Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской
этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения модуля обучающийся должен:
Знать:
- основные понятия светской этики;
- значение этики в жизни человека;
- образцы нравственности в культурах разных народов;
- духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
- излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
- строить толерантные отношения в обществе;
- применять полученные знания в социуме;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по
выбранным темам.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
13

СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868576007

Владелец

Абрамова Татьяна Владимировна

Действителен

С 25.02.2021 по 25.02.2022

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».