электив Подготовка к огэ по биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.А.Скушникова
сельского поселения п. Циммермановка
Ульчского муниципального района Хабаровского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

заместитель директора
по УР

директор

________________________ ________________________
Протокол №1
от «29» августа2023 г.

от «29» августа2023 г.

________________________
Абрамова Т.В.
Приказ №39-о
от «29» августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Подготовка к ОГЭ по биологии»
9 класс

Учитель: Маслюк И.И.

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по биологии»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по биологии» поможет учащимся
систематизировать знания полученные при изучении биологии в классах среднего звена, а
также определить уровень знаний при поступлении в старшую школу.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую
биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных
отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для
успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс средней школы. Однако
знания, полученные учащимися при изучении биологических дисциплин в среднем звене,
требуют систематизации.
Программа курса рассчитана на 17часов (0,5часа в неделю). Содержание курса
распределено на 2 раздела и 6 тем. Программа предназначена для учащихся 9 классов
общеобразовательных учреждений.
Актуальность курса состоит в том, что биологическое образование должно обеспечить
выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам
многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а
также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс
основной школы.
Цель курса: формирование системности знаний в понимании биологических
закономерностей, присущих живым организмам.
Задачи курса:












повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного
курса биологии;
формирование у учащихся, проявляющих интерес к биологии, прочных знаний
основных понятий и закономерностей целого ряда биологических дисциплин:
ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в
практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и
анализировать информацию о живых объектах;
формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной
деятельности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками
информации;
дать учащимся знания, необходимые для профессиональной ориентации в
прикладных областях биологии.
развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм
тестирования;
подготовить к сдаче экзамена по биологии.

Программа построена с учетом изучения общих биологических закономерностей разных
биологических систем: организменной и надорганизменной, а также с учетом изучения
идей, гипотез и теорий о целостности, системности природы, ее эволюции, в которых
живые системы характеризуются как целостные, способные к саморегуляции и
саморазвитию. Это будет способствовать формированию у школьников способности к
критическому мышлению, терпимости к разным точкам зрения, а также приведения в
систему биологических знаний.
На занятиях курса, которые проводятся в форме лекций, практических работ учащиеся
будут отрабатывать навыки и умения работы с натуральными объектами, муляжами,
микропрепаратами, микроскопом, коллекциями.
Методика проведения элективных занятий нацелена на формирование у учащихся учебноинформационных умений (составлять конспекты, схемы, таблицы, излагать свою точку
зрения), учебно-логических умений (анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять),
работать с различными источниками информации.
Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией
является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала
повышенной сложности. В конце элективного курса предусмотрено итоговое
тестирование по материалу, пройденному учащимися.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Многообразие организмов.
Тема I. Многообразие организмов. (1ч).
Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация. Основные
систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел),
царство. Сходство и различия животных и растений.
Структурные элементы организмов. Уровни организации организмов. Строение и
жизнедеятельность клеток. Сравнительная характеристика построению, функциям клетки
эукариотических организмов (грибы, растения). Ткани растений и животных.
Тема 2. Царство растений (5ч).
Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Органы и системы
органов растений. Вегетативные и генеративные органы растений.Основные процессы
жизнедеятельности растительного организма: поступление веществ в клетку (дыхание,
питание), рост, развитие и деление клетки.
Отделы растений. Водоросли – самые простые растения. Особенности строения и
размножения водорослей. Их происхождение, особенности жизнедеятельности, место в
системе органического мира, в экосистеме.
Мхи. Особенности строения и размножения мхов. Многообразие мхов. Среда обитания,
их значение.

Папоротникообразные, их свойства. Морфологические особенности плаунов, хвощей,
папоротников, их среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с
семенными растениями.
Отдел Голосеменные, их особенности. Разнообразие. Среда обитания. Распространение
голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Цветковые растения, их
строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни
человека.
Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (1ч).
Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе,
жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний
растений, животных, человека. Особенности строения и жизнедеятельности грибов и
лишайников. Царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические
организмы – лишайники. Место грибов в системе органического мира. Разнообразие
грибов по строению, способам питания, среде обитания. Съедобные и ядовитые грибы.
Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения
антибиотиков. Грибы – паразиты. Дрожжи, их использование человеком. Комплексные
симбиотические организмы. Особенности их питания, среды обитания. Разнообразие
лишайников, их роль в экосистемах.
Тема 4. Царство животных (6ч).
Основные отличия растений и животных. Систематика животных.
Общая характеристика простейших. Строение. Жизнедеятельность.
Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных. Двуслойные,
многоклеточные животные – кишечнополостные. Роль в природных сообществах.
Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. Особенности строения и
жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты
приспособленности к паразитизму.
Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие классов
членистоногих. Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и
развитие.
Тип Хордовые, общая характеристика классов хордовых. Среда обитания,
приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение
в природе.
Эволюция животного мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Сравнительно-анатомические доказательства. Эмбриологические и палеонтологические
доказательства. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения
животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Раздел II. Надорганизменные системы (4ч).
Тема 1. Вид и популяции (2ч).
Микроэволюция. Видообразование. Возникновение адаптаций и их относительный
характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного
отбораМакроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Соотнесение микро- и
макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое
разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Тема 2. Экосистемы. (2ч)
Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. Экосистемная организация живой природы.
Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах
и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме Агроэкосистемы.
Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема, ее изменения и проблемы
устойчивости. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в
биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия
деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и
экосистемы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений,
животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
растений, животных и грибов;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и
изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных
групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в
сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека
и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей
среды;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых
объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных,
растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и

домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и
животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы
взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе
сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска
на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных
поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий).
Класс:9
Учитель: Маслюк И.И.
Количество часов: всего 17часов;
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Колво
Тема занятия
часов

Дата
По
плану

Факт.

Раздел I. Многообразие организмов. (13ч)

1

Тема I. Многообразие видов. (1ч)
Многообразие организмов.
0,5ч.
Структурные элементы
организмов.

0,5ч.

Тема 2. Царство растений. (5ч)

Примечание

1

2

3

4

5

1

Растение – целостный организм. 1ч.
Взаимосвязи клеток, тканей и
органов.
Основные процессы
1ч.
жизнедеятельности
растительного организма.
Отделы растений. Особенности 1ч.
строения и размножения
водорослей.
Особенности строения и
размножения мхов.
Папоротникообразные, их
свойства.
Отдел Голосеменные, их
особенности.
Особенности строения и
жизнедеятельность
покрытосеменных.
Многообразие растений и их
происхождение.

3

4
5

0,5ч

1ч.

Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (1ч).
Строение и жизнедеятельность 0,5ч.
прокариот.
Особенности строения и
жизнедеятельности грибов и
лишайников.

1
2

0,5ч.

0,5ч.

Тема 4. Царство животных (6ч).
Систематика животных.
1ч.
Общая характеристика
1ч.
простейших.
Особенности строения и
1ч.
жизнедеятельности
двуслойных многоклеточных.
Трехслойные животные. Типы 1ч.
червей, их особенности.
Тип Членистоногие:
1ч.

6

особенности строения и
развития.
Многообразие членистоногих,
их систематика.
Тип Хордовые: особенности
строения и развития.

1ч.

Раздел II. Надорганизменные системы (4ч).
Тема 1. вид и популяции (2ч).
1ч.

2

Микроэволюция.
Видообразование.
Макроэволюция.
Биологический прогресс и
регресс.

1

Тема 2. Экосистемы (1ч)
Экосистемы. Биогеоценоз, его 1ч.
структура.

1

2

Биосфера - глобальная
экосистема, ее изменения и
проблемы устойчивости.
Итоговое тестирование.

1ч.

1ч

ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для учителя:
1. Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое
пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
2. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику
А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11
классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.
3. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие
закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.
4. Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М:
ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с.
5. Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.

6. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Никишова Е.А., Резникова В.З. Биология: 6-9 классы:
тематические и итоговые контрольные работы: дидактические материалы – М.:
Вентана- Граф, 2009. – 288с.
7. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Сборник заданий для проведения
экзамена в 9 классе/под ред. Г.С. Ковалева, – М.: Просвещение, 2008.
8. Кузнецова В.Н., Прилежаева М.Г. Сборник тестовых заданий для тематического и
итогового контроля. Биология. Основная школа – М.: Интеллект – Центр, 2

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868576007

Владелец

Абрамова Татьяна Владимировна

Действителен

С 25.02.2021 по 25.02.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».