РП курса Уроки нравственности (НОО)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.А.Скушникова
сельского поселения п. Циммермановка Ульчского муниципального района
Хабаровского края
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

заместитель директора
по УР

директор

________________________ ________________________
Протокол №1
от «29» августа2023 г.

от «29» августа2023 г.

________________________
Абрамова Т.В.
Приказ №39-о
от «29» августа2023 г.

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов

«Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо»
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»
составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06 октября 2009 года);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г.
№373»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №2357 от 22.09.2011 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 №373»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от 31.12.2016 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 №373»;
-Приложения к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 №6975-06о/07
«Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы начального общего образования»;
-Постановления Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189, (зарегистрировано в Минюсте Российской
Федерации 03.03.2011 №19993);
-Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
- Программы внеурочной деятельности, ООП НОО МОУ лицея;
- авторской программы Л. В. Мищенковой "Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что
такое плохо".
Актуальность выбора
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела
особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг,
привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди
подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В концепции духовно-нравственного развития и
воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном
возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования
моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном
опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход
внешних моральных требований во внутренние.
Особенностью курса «Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо"»
является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает
реализацию следующих принципов:
 непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования
в целом;
 развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе
внеурочной деятельности;
 системность организации учебно-воспитательного процесса;
 создания условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в работе собственных
неповторимых черт, своей индивидуальности.
 ФГОС начального общего образования формулирует основную педагогическую цель – воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете
выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и
отвечать за свои поступки перед семьѐй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и
слышать партнѐра, умеющий высказывать своѐ мнение; выполняющий правила здорового и
безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовнонравственному развитию и воспитанию. Всѐ пережитое и усвоенное в детстве отличается большой
психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все
граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребѐнка к базовым ценностям
общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Цель курса:
воспитание духовно-нравственной личности ребѐнка через систему ценностно-ориентированных
занятий.
Задачи курса:
 сформировать систему нравственных ценностей;
 способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных
отношений на основе толерантности;
 формировать экологически воспитанную личность;
 воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу
жизни;
 формировать интерес к чтению художественной литературы;
 развивать познавательную активность;
 развивать творческие способности.

1. Общая характеристика учебного курса
Курс «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой
комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями
того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Курс "Уроки нравственности" представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера,
знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
В процессе освоения основных разделов этой программы ученик получает знания о характере
взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и
заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия,
толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с
нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают
осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость
2

бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка;
обсуждение произведений художественной литературы – всѐ это нацелено на воспитание
первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов
вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать
задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные
представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой
нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как еѐ изменить?»,
«Бывает ли так в реальной жизни?»).

2. Описание места учебного курса в учебном плане
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 7–11
лет и рассчитана на четыре учебных года (135 часов), по одному занятию в неделю: в 1 классе – 33 часа,
в 2-4 классах по 34 часа.

3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний
механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их
необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не
причинять зла, неудобства, неприятности.)
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и
воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека,
семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами
человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру
— ведущий метод нравственного воспитания.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — отождествление себя со
значимым другим, стремление быть похожим на него.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль
играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на
духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни,
включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших
школьников.

5. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные:
 ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет
предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего
школьника;
 знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнѐт
осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость
бережного отношения к людям и предметам их труда;
 с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит
первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого
поведения и их мотивации;
 система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить
задачи самооценки и самопроверки ученика;
 ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями
(например, "Что такое добрый поступок?", "Какой нравственный выбор сделал герой?", "Что можно
посоветовать в этой ситуации?", "Как еѐ изменить?", "Бывает ли так в реальной жизни?");
 ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по
разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учѐбе.)
Метапредметные:
3

Регулятивные:
 принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному
этапу урока) с помощью учителя;
 понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале
учебника - в памятках) при работе с учебным материалом;
 высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
 проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
 оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы.
Познавательные:
 целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
 ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении,
условных обозначениях, словарях учебника);
 осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных
пособиях;
 понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях (в том
числе в электронном приложении к учебнику);
 работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под
руководством учителя;
 понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию, находить необходимые факты,
сведения и другую информацию;
 преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму
под руководством учителя;
 понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
 составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
 анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять
синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
 осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному
признаку (под руководством учителя);
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее
предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
 проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством
учителя).
Коммуникативные:
 ученик научится или получит возможность иметь и выражать своѐ мнение, аргументировать свою
точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;
 ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор
альтернативного решения;
 ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять
их высказывания;
 ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и
предотвращать конфликты.
Предметные результаты освоения программы:
у учащегося будут сформированы:
 внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в
предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или
плохие;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
 начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
 положительная мотивация учебной деятельности;
 учащийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к
одноклассникам понимания необходимости учения.
4

Приобретѐнные в результате освоения конкретного учебного курса знания и умения учащийся
сможет использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения
гигиенических правил; бережного отношения к природе; развития чувства ответственности,
самостоятельности; формирования стремления быть полезным окружающим; стремления к здоровому
образу жизни.
Предполагаемые результаты.
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
 систему нравственных качеств и этическое сознание;
 потребность в самовоспитании и саморазвитии;
 чувство уважения к правам и обязанностям человека;
 чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
 ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
 ценностное отношение к природе, к окружающей среде;
 потребность в чтении художественной литературы.
Формы учета оценки планируемых результатов: опрос, наблюдение, диагностика
нравственной самооценки; этики поведения; отношения к жизненным ценностям; нравственной
мотивации, анкетирование учащихся и родителей, участие школьников в олимпиадах, викторинах, в
конкурсах на разных уровнях; участие в тематических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов,
викторин и т.д.).

6. Содержание, формы организации и виды деятельности курса «Уроки нравственности»
Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и
семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаѐт условия для
формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная
беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).
Основные формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Основные технологии: игровая, технология проблемного обучения, объяснительно иллюстративная.
Методы обучения: наглядные, словесные, практические.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического
характера даѐтся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде
работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе
разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы и виды деятельности: игровая; познавательная; краеведческая; сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов; посещение выставочных залов и музеев; походы в театр; конкурсы;
посещение библиотек.
Место проведения занятий: лицей «Серпухов»
Для каждого класса предполагается разное количество учебных часов.

Основное содержание программы курса
«Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо» для 1 класса.
1. Я и школа (2 часа)
Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками…
2. Я и окружающие (19 часов)
Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!».
Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина
избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике.
Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весѐлой пчеле. Как у зайчика зуб болел.
Приглашаем гостей.
3. Я и семья (1 час)
Поезд везѐт подарки мамам.
4. Я и природа (5 часов)
Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу
Лекарственных растений продолжается. Солнышко.
5. Я и книга (3 часа)
В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк». К.И.
Чуковский и его произведения. Слушаем сказку К. Чуковского
5

6. Я и здоровье (3 часа)
В царстве Мойдодыра. На пороге лета. О рыбалке.
Требования к планируемым результатам изучения программы 1 класса
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
— положительное отношение к таким наукам, как этика, этикет;
— общее представление о правилах этикета, о моральных нормах поведения;
—навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание
того, что успех в любой деятельности в значительной мере зависит от самого человека, от его
образованности и воспитанности.
Учащийся получит возможность для формирования:
— положительного отношения к наукам «этика», «этикет»;
— понимания значения правил этикета в жизни человека;
— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Учащийся научится:
1. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
2. Применять правилами этикета в повседневной жизни.
3. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
4. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного
решения.
5. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Иметь и выражать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к
другим мнениям.
2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
Познавательные
Учащийся научится:
1. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнѐт осознавать
базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного
отношения к людям и предметам их труда.
2. Узнавать новые правила этикета.
3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит
первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого
поведения и их мотивации.
Учащийся получит возможность научиться: самостоятельно узнавать новые правила этикета.
Коммуникативные
Учащийся научится:
1. Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по
обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев
произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный),
описывать сюжетную картинку (серию).
2. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Выражать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим
мнениям.
2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного
решения.
3. Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
5. Эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом,
анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно
относиться к родителям, к старшим, к младшим.
Предметные результаты
Учащийся получит возможность научиться:
6

применять полученные знания правил этики, этикета на практике.

Основное содержание программы курса
«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» для 2 класса.
1. Я и школа (1 час)
О культуре поведения в школе.
2. Я и окружающие (12 часов)
Не надо больше ссорится… Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку.
Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик – семицветик. Спешим на помощь Бабке
Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!... Кем быть? О профессиях и трудолюбии.
3. Я и семья (2 часа)
Под крышей дома моего. Давайте, друзья потолкуем о маме…
4. Я и природа (7 часов)
Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика.
Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.
5. Я и книга (7 часов)
Узнай меня! «Девочка и разбойник». По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И
снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И
снова сказочные фанты.
6. Я и здоровье (3 часа)
«Тише, пожалуйста!». Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки.
7. Я и животные (2 часа)
Белый пѐс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.
Требования к планируемым результатам изучения программы курса 2 класса
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
— общее представление о правилах этикета, о моральных нормах поведения;
— навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в
школе и дома; соблюдение правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Учащийся получит возможность для формирования:
— понимания значения правил этикета в жизни человека;
— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
1. Применять правилами этикета в повседневной жизни.
2. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
3. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
4. Регулировать своѐ поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
5. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
2. Регулировать своѐ поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
Познавательные
Учащийся научится:
1. Знакомство с новыми правилами поведения
2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнѐт осознавать
базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного
отношения к людям и предметам их труда.
3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит
первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого
поведения и их мотивации.
Учащийся получит возможность научиться:
7

Доброжелательному и заботливому отношению к людям, эмоциональной отзывчивости,
сопереживанию, сочувствию.
Коммуникативные
Учащийся научится:
1. Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по
обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев
произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный),
описывать сюжетную картинку (серию).
2. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
3. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
2. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
3. Эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом,
анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно
относиться к родителям, к старшим, к младшим.
Предметные результаты
Учащийся получит возможность научиться:
Применять полученные знания правил этикета на практике.

Основное содержание программы
«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» для 3 класса.
1. Я и окружающие (9 часов)
О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле. «У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий.
Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство! Берегите время!
2. Я и семья (1 час)
Роза для мамы.
3. Я и природа (8 часов)
И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… «Что такое зима?». Зимушказима. Бабочек весѐлый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки.
4. Я и книга (9 часов)
Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к
друзьям из Простоквашино. Знаменитые малыши. Незнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая
ворона». Фея Фантаста.
5. Я и здоровье (3 часа)
Письмо от дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.
6. Я и животные (4 часа)
О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия
Куклачѐва.
Требования к планируемым результатам изучения программы 3 класса
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
— навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе
и дома; соблюдение правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
—навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что
успех в любой деятельности в значительной мере зависит от самого человека, от его образованности и
воспитанности.
Учащийся получит возможность для формирования:
— понимания значения правил этикета в жизни человека;
— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
1. Выражать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим
мнениям.
2. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
8

3. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного
решения.
4. Регулировать своѐ поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
2. Регулировать своѐ поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
Познавательные
Учащийся научится: самостоятельно узнавать новые правила этикета.
Учащийся получит возможность научиться:
Моральным нормам и правилам нравственного поведения; нравственно-этический опыту
взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами; быть неравнодушным к жизненным проблемам других
людей, сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, традициям семьи и
образовательного учреждения, бережно относиться к ним, что станет предпосылкой воспитания
доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Коммуникативные
Учащийся научится:
1. Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
2. Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по
обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев
произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный,
отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
3. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Выражать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим
мнениям.
2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3. Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Предметные результаты
Учащийся получит возможность научиться: применять полученные знания правил этикета на
практике.

Основное содержание программы
«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» для 4 класса.
1. Я и школа (1 час)
С Днѐм знаний!
2. Я и окружающие (17 часов)
Расскажи нам о себе. И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе… Как
выбирать друзей. Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. День рождения старой ели. О
совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. На экономической волне. Приглашение к разговору. Игра
в самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды… Покуда сердца стучатся…
3. Я и семья (2 часа)
Семейный калейдоскоп. Наши бабушки.
4. Я и природа (5 часов)
Осенняя сказка. Экологическая карусель. Станем друзьями природы. Путешествие капельки.
Полюбуйся, весна наступает…
5. Я и книга (3 часа)
Берегите книгу. Сказки Г.-Х. Андерсена. Сказочная путаница.
6. Я и здоровье (5 часов)
Мы за здоровый образ жизни! О режиме дня. Будь здоров! Секреты здоровья. О вреде курения.
7. Я и животные (1 час)
Кошки.
9

Требования к планируемым результатам изучения программы 4 класса
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
— положительное отношение к такой науке, как этикет;
— общее представление о правилах этикета, о моральных нормах поведения;
— навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе
и дома; соблюдение правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
—навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что
успех в любой деятельности в значительной мере зависит от самого человека, от его образованности и
воспитанности.
Учащийся получит возможность для формирования:
— положительного отношения науке «этикет»;
— понимания значения правил этикета в жизни человека;
— первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
1. Выражать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим
мнениям.
2. Применять правилами этикета в повседневной жизни.
3. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
4. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного
решения.
5. Регулировать своѐ поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
6. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Иметь и выражать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к
другим мнениям.
2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3. Регулировать своѐ поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
Познавательные
Учащийся научится:
1. Самостоятельно узнавать новые правила этикета.
2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнѐт
осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость
бережного отношения к людям и предметам их труда.
3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит
первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого
поведения и их мотивации.
Учащийся получит возможность научиться:
моральным нормам и правилам нравственного поведения; нравственно-этический опыту
взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами; быть неравнодушным к жизненным проблемам других
людей, сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, традициям семьи и
образовательного учреждения, бережно относиться к ним, что станет предпосылкой воспитания
доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Коммуникативные
Учащийся научится:
1. Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
2. Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по
обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев
10

произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный,
отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
3. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
4. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Учащийся получит возможность научиться:
1. Выражать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим
мнениям.
2. Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3. Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
5. Эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом,
анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно
относиться к родителям, к старшим, к младшим.
Предметные результаты
Учащийся получит возможность научиться:
применять полученные знания правил этикета на практике.

7. Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 1 класс (33 ч.)
Названия тем

Кол-во
часов

Здравствуй, школа!
Вот и стали мы
учениками…

1
1

Учимся работать в команде.
О хорошем и плохом.
Клуб «Выручайка».
О дружбе.
«Здравствуй!».
Профессий много есть на
свете.
Учимся приходить на
помощь.
О рабочих руках и
трудолюбии.
Зайкина избушка.
Учимся вежливости.
Новогодняя сказка.
Познакомьтесь: это я!
Сказка о солнечном
зайчике.
Учимся быть добрыми.
Когда люди радуются.
Я расту!
Сказка о весѐлой пчеле. Как
у зайчика зуб болел.
Приглашаем гостей.

2
1
1
1
1
1

Поезд везѐт подарки мамам.

1

Венок осени.

1

1
1
1
1
1
1
1

Характеристика основных видов деятельности учащихся
Я и школа (2 часа)
Игровой
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать
практикум,
характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
ситуативная
общественных местах. Знакомятся и запоминают новые
беседаправила поведения.
рассуждение,
Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности,
ситуативная
бережного отношения к школьным вещам.
беседа-игра,
беседаразмышление
Я и окружающие (19 часов)
Беседа, игровой Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге:
практикум,
высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
ситуативная
анализировать высказывания собеседников, добавлять их
беседавысказывания. Высказывать предположение о последствиях
рассуждение,
недобрых поступков (в реальной жизни, героев
ситуативная
произведений). Создавать по иллюстрации словесный
беседа-игра,
портрет героя (положительный, отрицательный), описывать
беседасюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию
размышление
и предотвращать конфликты. Самостоятельно
формулировать правила коллективной игры, работы.
Знакомство с новыми правилами поведения
Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить
выход из неприятных ситуаций, доброты, стремления
приходить на помощь, быть вежливым и добрым, желания
быть другом, умения слышать и понимать окружающих,
уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости.

1
1
1
1
1
Я и семья (1 час)
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по
обсуждаемой теме, анализировать высказывания
собеседников, добавлять их высказывания.
Воспитание: любви и уважения к маме.
Я и природа (5 часов)
Беседа, игровой Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге.
Проектная
деятельность.

11

Клуб любителей природы.
В городе Лекарственных
растений.
Экскурсия по городу
Лекарственных растений
продолжается.
Солнышко.

1
1

В мире любимых сказок.
Снегурочка.
По страницам русской
народной сказки «Лиса и
волк».
К.И. Чуковский и его
произведения. Слушаем
сказку К. Чуковского

1

В царстве Мойдодыра.
На пороге лета.
О рыбалке.

1
1
1

1
1

1

1

практикум,
Высказывать предположение о последствиях недобрых
ситуативная
поступков (в реальной жизни, героев произведений).
беседаОценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
рассуждение,
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры,
ситуативная
работы. Знакомство с новыми правилами поведения.
беседа-игра,
Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного
беседаотношения к природе, любви к неживой природе.
размышление,
устный журнал.
Я и книга (3 часа)
Беседа, игровой Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге.
практикум,
Высказывать предположение о последствиях недобрых
ситуативная
поступков (в реальной жизни, героев произведений).
беседаСоздавать по иллюстрации словесный портрет героя
рассуждение,
(положительный, отрицательный), описывать сюжетную
ситуативная
картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и
беседа-игра,
предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать
беседаправила коллективной игры, работы. Знакомство с новыми
размышление,
правилами поведения.
устный журнал. Воспитание: стремления к чтению художественной
литературы, доброты, отзывчивости.
Я и здоровье (3 часа)
Игровой
Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге.
практикум,
Высказывать предположение о последствиях недобрых
ситуативная
поступков (в реальной жизни, героев произведений).
беседаОценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
рассуждение,
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры,
устный журнал. работы. Знакомство с новыми правилами поведения.
Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических
правил, стремления к здоровому образу жизни.

Тематическое планирование курса «Уроки нравственности» 2 класс (34 ч.).
Названия тем

Кол-во
часов

О культуре поведения
в школе.

1

Беседа,
игровой
практикум,
ситуативная
беседарассуждение,
ситуативная
беседа-игра,
беседаразмышление

Не надо больше
ссорится…
Учимся дружить.
Учимся обсуждать
проблему.
Слушаем сказку.
Занимательный
журнал «Имена».
Колечко красоты.
Цветик – семицветик.
Спешим на помощь
Бабке Ёжке.
День космонавтики.
Ох уж этот ветер!
Кем быть?
О профессиях и

1

Беседа,
игровой
практикум,
ситуативная
беседарассуждение,
ситуативная
беседа-игра,
беседаразмышление

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Характеристика основных видов деятельности учащихся
Я и школа (1 час)
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер
общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила
поведения.
Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности, бережного
отношения к школьным вещам.

Я и окружающие (12 часов)
Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге:
высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать
высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать
предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет
героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку
(серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Знакомство с новыми правилами поведения
Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из
неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть
вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать
окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости.

12

трудолюбии.
Под крышей дома
моего.
Давайте, друзья
потолкуем о маме…

1

Времена года.
Отправляемся в
путешествие.
Во саду ли, в огороде.
Зима в лесу. Лепим
снеговика. Тропинка.
Школа насекомых.
Лето в загадках.

1
1

Узнай меня! «Девочка
и разбойник».
По страницам русской
народной сказки
«Царевна – лягушка».
И снова сказка.
Волшебники и
волшебные предметы.
Животные с книжных
страниц.
Сказочные фанты.
И снова сказочные
фанты.

1

«Тише, пожалуйста!».
Экскурсия в
медицинский кабинет.
Для чего нужны нам
глазки.

1
1

Белый пѐс в
сиреневый цветочек.
Поговорим о собаках.

Я и семья (2 часа)
Проектная
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой
деятельность. теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их
высказывания.
Воспитание: любви и уважения к маме.
Я и природа (7 часов)
Беседа,
Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге.
игровой
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
практикум,
реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и
ситуативная предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила
беседаколлективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.
рассуждение, Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к
ситуативная природе, любви к неживой природе.
беседа-игра,
беседаразмышление,
устный
журнал.
Я и книга (7 часов)
Беседа,
Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге.
игровой
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
практикум,
реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации
ситуативная словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать
беседасюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и
рассуждение, предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила
ситуативная коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.
беседа-игра, Воспитание: стремления к чтению художественной литературы,
беседадоброты, отзывчивости.
размышление,
устный
журнал.

1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

Я и здоровье (3 часа)
Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию и
предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила
коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами поведения.
Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил,
стремления к здоровому образу жизни.
Я и животные (2 часа)
Беседа,
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер
игровой
общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
практикум,
общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила
ситуативная поведения.
беседаВоспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на
рассуждение, помощь, доброжелательного отношения к животным.
ситуативная
беседа-игра,
беседаразмышление
Игровой
практикум,
ситуативная
беседарассуждение,
устный
журнал.

1

1
1

Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 3 класс (34 ч.)
Названия тем
О себе, о дружбе, о
друзьях…
О добре и зле.
«У камина».
Клуб «Выручайка».

Кол-во
часов

1
1
1
1

Беседа,
игровой
практикум,
ситуативная
беседа-

Характеристика основных видов деятельности учащихся
Я и окружающие (9 часов)
Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге:
высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать
высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать
предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет
13

В мире профессий.
Принцессы Шарля
Перро.
Учимся работать в
микрогруппе.
Хлеб – наше
богатство!
Берегите время!
Роза для мамы.

1
1
1

рассуждение,
ситуативная
беседа-игра,
беседаразмышление

1
1

1

И снова об осени…
Выглянуло
солнышко…
Что за праздник без
цветов…
«Что такое зима?».
Зимушка-зима.
Бабочек весѐлый
хоровод.
Цветочная карусель.
В гостях у белочки.

1
1

Путешествие в сказку.
Посылка от
сказочных героев.
Эдуард Успенский.
Слушаем сказку.
В гости к друзьям из
Простоквашино.
Знаменитые малыши.
Незнайка. Да
здравствуют книги!
Клуб «Белая ворона».
Фея Фантаста.

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку
(серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Знакомство с новыми правилами поведения
Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из
неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь, быть
вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать и понимать
окружающих, уважения к людям, труду, справедливости, отзывчивости.

Я и семья (1 час)
Проектная
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
деятельность. анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Воспитание: любви и уважения к маме.
Я и природа (8 часов)
Беседа,
Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге.
игровой
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
практикум,
реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию
ситуативная и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила
беседаколлективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами
рассуждение, поведения.
ситуативная Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного отношения к
беседа-игра, природе, любви к неживой природе.
беседаразмышление,
устный
журнал.
Я и книга (9 часов)
Беседа,
Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге.
игровой
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
практикум,
реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации
ситуативная словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать
беседасюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и
рассуждение, предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила
ситуативная коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами
беседа-игра, поведения.
беседаВоспитание: стремления к чтению художественной литературы,
размышление, доброты, отзывчивости.
устный
журнал.

1
1
Письмо от дедушки
Морфея.
Наши страхи. Зимние
забавы.

1

О кошках и собаках.
О животном не очень
приятном.
Экзотические
животные.
Театр кошек Юрия
Куклачѐва.

1
1

1
1

1
1

Я и здоровье (3 часа)
Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно ситуацию
и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила
коллективной игры, работы. Знакомство с новыми правилами
поведения.
Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил,
стремления к здоровому образу жизни.
Я и животные (4 часа)
Беседа,
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер
игровой
общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
практикум,
общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила
ситуативная поведения.
беседаВоспитание качеств: доброты, справедливости, желания приходить на
рассуждение, помощь, доброжелательного отношения к животным.
ситуативная
беседа-игра,
беседаразмышление
Игровой
практикум,
ситуативная
беседарассуждение,
устный
журнал.

Тематическое планирование курса «Уроки нравственности». 4 класс (34 ч.)
14

Названия тем

Кол-во
часов

С Днѐм знаний!

Расскажи нам о себе.
И это тоже я!
О профессиях и трудолюбии.
В который раз о дружбе…
Как выбирать друзей.
Накануне новогодних
праздников.
О рыцарстве.
День рождения старой ели.
О совести.
Учимся быть щедрыми.
Настроение.
На экономической волне.
Приглашение к разговору.
Игра в самих себя.
Учимся шутить.
Живи, не требуя награды…
Покуда сердца стучатся…

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Семейный калейдоскоп.
Наши бабушки.

1
1

Осенняя сказка.
Экологическая карусель.
Станем друзьями природы.
Путешествие капельки.
Полюбуйся, весна наступает…

1
1
1
1
1

Берегите книгу.
Сказки Г.-Х. Андерсена.
Сказочная путаница.

1
1
1

Мы за здоровый образ жизни!
О режиме дня.
Будь здоров!
Секреты здоровья.

1
1
1

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Я и школа (1 час)
Беседа,
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать
игровой
характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
практикум, общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила
поведения.
Воспитание качеств: ответственности, самостоятельности,
бережного отношения к школьным вещам.
Я и окружающие (17 часов)
Беседа,
Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге:
игровой
высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать
практикум, высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
ситуативная Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков
беседа(в реальной жизни, героев произведений). Создавать по
рассуждение, иллюстрации словесный портрет героя (положительный,
ситуативная отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
беседа-игра, Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
беседаСамостоятельно формулировать правила коллективной игры,
размышлениеработы. Знакомство с новыми правилами поведения
Воспитание: чувства коллективизма, умения выходить выход из
неприятных ситуаций, доброты, стремления приходить на помощь,
быть вежливым и добрым, желания быть другом, умения слышать
и понимать окружающих, уважения к людям, труду,
справедливости, отзывчивости.

Я и семья (2 часа)
Проектная Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по
деятельность.обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
добавлять их высказывания.
Воспитание: любви и уважения к маме.
Я и природа (5 часов)
Беседа, иг- Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге.
ровой прак- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков
тикум, си- (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно
туативная
ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно
беседа-рас- формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с
суждение, новыми правилами поведения.
ситуативная Воспитание: умения видеть красоту природы, бережного
беседа-игра, отношения к природе, любви к неживой природе.
беседаразмышление
, устный
журнал.
Я и книга (3 часа)
Беседа,
Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге.
игровой
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков
практикум, (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по
устный
иллюстрации словесный портрет героя (положительный,
журнал.
отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры,
работы. Знакомство с новыми правилами поведения.
Воспитание: стремления к чтению художественной литературы,
доброты, отзывчивости.
Я и здоровье (5 часов)
Игровой
Использовать в речи вежливые слова. Участвовать в диалоге.
практикум, Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков
ситуативная (в реальной жизни, героев произведений). Оценивать адекватно
беседаситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно
15

О вреде курения.

Кошки.

1 рассуждение, формулировать правила коллективной игры, работы. Знакомство с
1 устный
новыми правилами поведения.
журнал.
Воспитание: потребности в соблюдении гигиенических правил,
стремления к здоровому образу жизни.
Я и животные (1 час)
1 Беседа,
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать
игровой.
характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах. Знакомятся и запоминают новые правила
поведения. Воспитание качеств: доброты, справедливости,
желания приходить на помощь, доброжелательного отношения к
животным.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса.
Методическое обеспечение программы
1. Методы обучения
 Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.
С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на
занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается
большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой
поведения, культурой общения и т.д.
 Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий,
наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д.,
которые помогают детям лучше усвоить материал программы.
С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются
воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своѐ место в театре, как правильно
ответить на телефонный звонок и т.д.
 Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие
различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например,
отработке навыков поведения.
Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.
2. Формы проведения занятий:
занятие, занятие-игра, сказка, репетиция, викторина, турнир.
С учетом возраста детей, которым адресован материал программы – игра используется очень часто и
эффективно, при этом дети любят выполнять различные роли: пассажира, зрителя, гостя,
гостеприимного хозяина и т.д.
Постоянным является и обращение к сказкам: разыгрываются различные сюжеты, анализируются
нормы поведения. Блеснуть полученными знаниями детям помогают и различные по тематике
«Рыцарские турниры».
По охвату детьми используется фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы, а также
работа в парах.
Обеспечение методическими видами продукции
 Специальная, справочная и методическая литература;
 набор наглядных пособий по темам программы;
 методические разработки и памятки по правилам поведения и общения – конспекты открытых
занятий по отдельным темам, подборки текстов и их инсценировок для рассмотрения, анализа и
разыгрывания ситуаций, связанных с поведением и общением дома и в школе, а также в гостях, театре и
музее, в транспорте, на улице и т.д. Детские работы по отдельным темам программы: сочиненияминиатюры, рисунки, отзывы о прочитанном.
Материально-техническое обеспечение
1. Учебный кабинет с классной доской и необходимой мебелью:
 партами;
 стульями;
 книжными шкафами.
2.Компьютер, интерактивная доска.
Список используемой литературы
Для учителя:
1. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
16

2. Косачѐва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. –
М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
3. Костылѐва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. ―Современный урок‖. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей,
методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во ―Учитель‖, 2006
5. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
6. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
7. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
8. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет
младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
9. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
10. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: ―Астрель‖,
―Олимп‖, ―АСТ‖, 2000.
Для обучающихся:
1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г. ,
2. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
3. Осеева В.А. Волшебное слово, Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо,
2010, Русская народная сказка. Лиса и Журавль
4. Чуковский К. И. Федорино горе, Чуковский К.И. Мойдодыр, Чуковский К.И. Телефон, Чуковский
К.И. Краденое солнце.
5. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
6. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
7. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010. Шалаева Г.П. Как вести себя
в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».