В.Д Приключения Белки и Стрелки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
Г.А.Скушникова сельского поселения п. Циммермановка
Ульчского муницпального района Хабаровского края

«

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

заместитель директора
по УР

директор
________________________

________________________ ________________________
Протокол №1
от «29» августа2023 г.

от «29» августа2023 г.

Абрамова Т.В.
Приказ №39-о
от «29» августа2023 г.

Образовательная программа
по внеурочной деятельности
курса «Путешествие Белки и еѐ компании»
для 1 – 4 классов
срок реализации 4 года

Учитель начальных классов
Барзенко И.В.

МБОУ СОШ с.п. Циммермановка

2019 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
а также планируемых результатов начального общего образования. Рабочая
программа составлена на основе Сборника программ внеурочной
деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: ВентанаГраф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1.Данная программа адресована
обучающимся 1-4 классов МБОУ СОШ с.п. Циммермановка.
Начальное экономическое образование является одним из факторов,
оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к
материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует,
чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность
возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически
рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из
чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она
зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому
очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту
экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический
характер и подготавливает
обучающихся 1-4 класса МБОУ СОШ с.п.
«Пос.Циммермановка» к изучению экономического компонента
предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История»,
«Экономика» в основной школе.
Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим
принципам:
1. Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников.
В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми
учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу
актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и
его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из

важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в
экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения
программы по экономике у младших школьников закладываются
предпосылки для развития экономического мышления, необходимого
для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются
условия для приобретения ими элементарных экономических представлений,
на базе которых в основной и старшей школе формируются основные
экономические понятия.
С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью
обучения экономике учащихся младших классов является формирование
начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и
деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс
«Путешествие Белки и еѐ компании » для учащихся 1 – 4 классов.

Общая характеристика факультатива
Логика программы факультативного курса представляет собой систему
содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая
предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа
раскрывает содержание факультатива «Путешествие Белки и еѐ
компании», ее изучение дает возможность:
• формировать у учащихся представление об экономике как сфере
деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его
потребностей;
• обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда
человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью
деятельности;
• развивать основы потребительской культуры;
• расширять активный словарь учащихся, включая в него
экономические термины;
• мотивировать младших школьников к учению средствами
экономического материала;

• способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне
новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их
характеризующих;
• формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.
• показать необходимость человеческих знаний и образования для
формирования нового информационного общества и создания
инновационной экономики;
Место предмета в учебном плане
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во
внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, всего 33 ч. Во 2-4 классах 1
ч в неделю, всего 34 часов. Используются как групповая, так и
индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы
предусматривает использования игровой и практической деятельности:
работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры
ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе экономического образования учащиеся получают
представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в
природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники
начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека,
удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда,
познают значение природных богатств для человека, проникаются
бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к
пониманию роли денег как оценке результата труда людей.
Курс экономики в начальных классах решает следующие задачи:
содействовать, посредством ознакомления учащихся с экономическими
категориями и понятиями, целостному восприятию и широкому охвату
картины окружающего мира, важной составной частью которого являются
экономические отношения;
способствовать общему развитию школьников: развивать мышление,
эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
формировать первоначальный минимум знаний, умений и навыков по
экономике, необходимых ученику в жизни и для продолжения изучения
курса в следующем звене школы;

развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться
экономическим инструментарием, анализировать возникающие в
повседневной жизни экономические коллизии.
В связи с тем, что курс экономики ориентирован на получение высокого
результата в общем развитии детей, основной акцент в программе сделан на
самостоятельном приобретении школьниками новых знаний.
Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести с тремя
различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою
специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень
неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму.
В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой
точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, - для
чего? Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с
помощью экономического инструментария.
Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а
преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником
проблемы морально-этического плана.
Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть
экономическую целесообразность, определять выгодность, перспективность
любого дела, уметь делать выбор.
К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на
изучение способов, которыми достигается поставленная цель,
осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному
усвоению. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических
категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по
экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит
проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую
сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисковоисследовательской деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения
Обучающиеся должны
■ иметь представление: По теме «Торговля, посредничество, услуги»
о товаре;
о производителе;

о потребителе;
о собственных затратах;
о прибыли;
о цене оптовой;
о цене розничной;
о торговле как особом роде деятельности;
о торговой прибыли;
о формах торговли: оптовой и розничной;
о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или
уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой;
о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь
потребителей и увеличить спрос;
о об услугах как особой форме коммерческой деятельности;
о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности;
По теме «Аренда»


о собственности и о праве ею распоряжаться; об аренде как
временном пользовании чужой собственностью за определенную
плату;
По теме «Банк. Кредит»
о кредите и кредитоспособности;
о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и
предоставляющем займы;
о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих
денег;

По теме «Производство»

о производстве как воздействии человека на природу с целью создания
экономических благ;
о производителе, о собственных затратах производителя, о прибыли
производителя;
об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями товаров, о
розничной цене как цене, по которой конечный потребитель приобретает
товар, о разнице между ними;
о материальных затратах, о трудовых затратах, об увеличении прибыли за
счет снижения затрат;
о качестве производимого продукта;
о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное
выполнение обязательств;
о свободной конкуренции;

По теме «Налоги, пошлины, платежи»
- о налогах, о видах налогов и налоговых поступлениях;
■ уметь:
- работать с табличным материалом: уметь читать таблицу,
сводить данные в таблицу.
Содержание программы
Первая ступень (1 -2 классы)
На этом этапе предполагается первичное знакомство с экономическими
отношениями: с производственной и хозяйственной деятельностью людей,
направленной на удовлетворение их материальных потребностей. На
бытовом уровне рассматриваются основные экономические понятия:
потребности; хозяйство; труд: заработная плата как плата за труд; товар;
деньги; торговля; сделка; договор; платежи; бюджет: доходы и расходы.

Вторая ступень (2-3 класс)
Изучаются следующие основные экономические понятия: торговля,
посредничество, услуги как особый вид коммерческой деятельности; аренда;
банк как особый финансовый институт. Производство материальных благ как
основы жизни. Понятие о налогах. Способы ведения хозяйства.

Третья ступень (4 класс)
Поскольку процесс обучения экономике носит характер спирали, на каждом
последующем ее витке расширяется и углубляется ранее изложенный
материал, представляемый на более высоком уровне сложности. Даются
новые дополнительные знания.
На третьей ступени изучаются следующие основные экономические понятия:
маркетинг; основные виды и формы торговли; амортизация; расчеты между
покупателями и продавцами; формы и виды налогов; биржа организационная форма оптовой торговли; понятие о земельной ренте;
внешняя торговля - экспорт, импорт; эффективность производства, развитие
производства.
Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества,
знания преломляются через опыт бытия. Ученик переносит на себя
возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и
поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное на этой стадии
обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение
интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК Издательства «Учебная
литература» и Издательского дома «Федоров»:
-Смирнова Т.В. Дом в Обычном переулке: Экономическая сказка для детей.
-Смирнова Т.В. Белка и компания: Экономика для младших школьников.
-Смирнова Т.В., Преснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей.
Задачник-рабочая тетрадь по экономике: В 2 ч.
-Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь.
-Смирнова Т.В. Новые приключения Белки и ее друзей: Учебное пособие для
4 кл.

-Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к
факультативному курсу «Экономика».
-Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации, ответы и
пояснения к задачнику-рабочей тетради по экономике «Путешествие в
компании Белки и ее друзей».

-Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации
к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1-й год
обучения. «Дом в Обычном переулке»).

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868576007
Абрамова Татьяна Владимировна
С 25.02.2021 по 25.02.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».