Рабочая программа в.д Смысловое чтение 5-9 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
Г.А Скушникова посѐлок Циммермановка

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

заместитель директора
по УР

директор

________________________ ________________________
Протокол №1
от «29» августа2023 г.

от «29» августа2023 г.

________________________
Абрамова Т.В.
Приказ №39-о
от «29» августа2023 г.

Дополнительно – образовательная программа по учебному предмету
внеурочной деятельности для 5-9 классов
«ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ»

срок реализации 5 года

Разработал
педагог дополнительного образования
Гармонщикова О. Г

2019 г

Пояснительная записка
Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» разработана для обучающихся 5-9 классов МБОУ СОШ
п. Циммермановка.
Данная программа специального учебного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» разработана в
соответствии со следующими документами:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении
и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» от 17 декабря 2010 года № 1897.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с
учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем
создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого
школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков
детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Цель программы:
воспитание грамотного компетентного читателя, воспитание человека, имеющего стойкую привычку к познанию
мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Задачи программы на ступени основного общего образования:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную
потребность читать.

2. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного
уровня сложности.
3. Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.
4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для
получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и
использования информации, овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядносимволической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для
решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение
имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации и
приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Как часть образовательной области УУД «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» тесно связана с
учебными образовательными программами и способствует формированию следующих умений:
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным,
просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
4.Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного
отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста.
Для формирования данных умений важно овладеть следующими видами деятельности1:
 Предтекстовая деятельность

 Текстовая деятельность
 Послетекстовая деятельность
Для получения обучающимися организованной информации при чтении учителю важно выработать навыки
логико-смысловой структуры текста, представляющей собой 6 фреймов:
1.
















2.





Понятие и его определение
«Аналогия. Графический организатор»
«Бортовой журнал»
«Возможные предложения текста»
«Карта осмысления содержания текста»
«Классификация информации»
«Магнитная карточка текста»
«Мозговой штурм»
«Межпредметные связи текста»
«Обсуждение текста в парах»
«Обзор словаря»
«Организатор ведения записей»
«Пирамида»
«Расшифровка текста»
«Создание представления»
«Словарное дерево»
«Шаблоны»
Проблема и еѐ решения
«Проблемная ситуация»
«Схема изменений»
«Узелок на память»
«Бортовой журнал»


3.



4.









5.




6.







«Расшифровка текста»
Причина и следствие
«Обсуждение текста в парах»
«Узелок на память»
«Бортовой журнал»
Сравнение / сопоставление
«Аналогия. Графический организатор»
«Бортовой журнал»
«Организатор ведения записей»
«Паутина обсуждений»
«Пирамида»
«Различный взгляд на явления»
«Схема изменений»
«Таблица исследования»
«Шаблон»
Суждение и его аргументация
«Паутина обсуждений»
«Мозговой штурм»
«Критическая оценка текста»
«Таблица исследования»
Цель – действие – результат
«Бортовой журнал»
«З – Х – У»
«Карта рассказа»
«Мозаика»
«Организатор ведения записей»
«Отношение между вопросом и ответом»






«Путешествие по главам книги»
«Спроси автора»
«Чтение с пометками»
«Чтение с вопросами»

Планируемые результаты освоения обучающимися стратегии смыслового чтения
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени общего образования выпускник
приобретѐт навыки работы с текстовой информацией в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных
текстов, инструкций, соответствующих возрасту;
научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,освоения и использования
информации;
овладеет элементарными навыками чтенияинформации, представленной в наглядно-символической форме, приобретѐт
опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;
овладеет такими читательскими действиями, как поиск информации,выделение нужной для решения практической или
учебной задачи информации,систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей
иинформации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.
сможет использовать полученную из разного вида текстов информацию для установлениянесложных причинноследственных связей и зависимостей, объяснения, обоснованияутверждений, а также принятия решений в простых
учебных и практических ситуациях;
получит возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
приобретѐт первичный опыт критического отношения к получаемойинформации, сопоставления еѐ с информацией из
других источников и имеющимсяжизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и
его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или
таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять
формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной
информации и еѐ осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания;
использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы
(в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления
данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией
текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его
исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации,
обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую,
конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Пути достижения планируемых результатов освоения обучающимися стратегии смыслового чтения
1. Урочная деятельность
Воз Чему учить
Предметы
раст
ная
груп
па
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
5-6
Ориентироваться
в Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география,
клас содержании
текста
и ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык,
сы
понимать его целостный информатика, обществознание
смысл:
- определять
главную
тему, общую цель или
назначение текста;
- выбирать из текста
или придумать заголовок,
соответствующий
содержанию
и
общему
смыслу текста;
- формулировать тезис,
выражающий общий смысл
текста;
- объяснять
порядок
частей/инструкций,

Стратегии

Интерактивные
подходы
(упражнения, задания)
Развитие
критического
мышления
через
чтение
и
письмо
(инсерт,
бортовой
журнал, таблица «З –
Х – У», «Чтение про
себя»,
«Чтение
в
кружок», «Чтение про
себя с вопросами»,
«Чтение
с
остановками»

содержащихся в тексте;
• находить
в
тексте
требуемую информацию
• решать
учебнопознавательные и учебнопрактические
задачи,
требующие
полного
и
критического
понимания
текста:
- определять назначение
разных видов текстов;
- ставить перед собой
цель
чтения,
направляя
внимание на полезную в
данный
момент
информацию;
- различать темы и
подтемы
специального
текста;
- выделять не только
главную, но и избыточную
информацию;
- прогнозировать
последовательность
изложения идей текста;
- сопоставлять разные
точки зрения и разные
источники информации по
заданной теме;
- понимать
душевное
состояние
персонажей
текста, сопереживать им.
7
Предвосхищать

Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО,

Словарная карта,

-9
клас
сы

содержание
предметного технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, групповая
работа,
плана текста по заголовку и с информатика, обществознание
инсерт,
кластеры,
опорой
на
предыдущий
организация
опыт;
дискуссий
«Чтение
сопоставлять
разные
про
себя
с
точки зрения и разные
пометками»
источники информации по
«Отношения
между
заданной теме;
вопросом и ответом»,
выполнять
смысловое
«Тайм - аут»
свѐртывание
выделенных
фактов и мыслей;
формировать на основе
текста систему аргументов
(доводов) для обоснования
определѐнной позиции;
понимать
душевное
состояние
персонажей
текста, сопереживать им;
организовывать поиск
информации:
-приобрести первичный
опыт
критического
отношения к получаемой
информации, сопоставления
еѐ с информацией из других
источников и имеющимся
жизненным опытом.
Овладеть
элементарными
навыками
чтения
информации,
представленной в наглядносимволической
форме,
приобретѐт опыт работы с

текстами,
содержащими
рисунки,
таблицы,
диаграммы, схемы.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
5-6
Структурировать текст, Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география,
клас используя
нумерацию ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык,
сы
страниц, списки, ссылки, информатика, обществознание
оглавление;
 проводить
проверку
правописания; использовать
в
тексте
таблицы,
изображения;
 преобразовывать
текст,
используя новые формы
представления информации:
формулы,
графики,
диаграммы, таблицы (в том
числе
динамические,
электронные, в частности в
практических
задачах),
переходить
от
одного
представления данных к
другому;
 интерпретировать текст:
- сравнивать
и
противопоставлять
заключѐнную
в
тексте
информацию
разного
характера;
- обнаруживать
в
тексте
доводы
в
подтверждение выдвинутых

Развитие
критического
мышления
через
чтение
и
письмо
(чтение
с
остановками)

«Список тем книги»
«Черты характера»
«Синквейн»

тезисов;
- делать
выводы из
сформулированных посылок;
- выводить заключение о
намерении
автора
или
главной мысли текста.
7-9
клас
сы

Выявлять имплицитную Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, Визуальные методы
информацию
текста
на технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, организации
основе
сопоставления информатика, обществознание
материала,
таблица
иллюстративного материала
«Кто?Что?,
Когда?,
с
информацией
текста,
Где?,
Почему?»,
анализа
подтекста
Бортовой журнал
(использованных языковых
средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации
5-6
Откликаться
на
содержание
клас текста:
сы  связывать
информацию,
обнаруженную в тексте, со знаниями
из других источников;
 оценивать утверждения, сделанные в
тексте, исходя из своих представлений
о мире;
 откликаться
на
форму
текста:
оценивать не только содержание
текста, но и его форму, а в целом —
мастерство его исполнения.
7-9
На основе имеющихся знаний,
клас жизненного
опыта
подвергать
сы
сомнению достоверность имеющейся
информации,
обнаруживать

Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, Интерактивные
география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, подходы
Логические цепочки
иностранный язык, информатика, обществознание
Инсерт
Тайм – аут
Вопросы после текста
Проверочный лист

Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, Кластеры, логические
технология, математика, биология, музыка, иностранный цепочки,
инсерт,
язык, информатика, обществознание
приѐм «Плюс – минус
– Интересно»





недостоверность
получаемой
информации, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих
пробелов.
В процессе работы с одним или
несколькими источниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую,
конфликтную информацию;
использовать
полученный
опыт
восприятия
информационных
объектов
для
обогащения
чувственного опыта, высказывать
оценочные суждения и свою точку
зрения о полученном сообщении
(прочитанном
тексте).
критически относиться к рекламной
информации;
находить
способы
проверки
противоречивой
информации;
определять
достоверную
информацию.

Стратегия
решения
проблем «Идеал»

2. Внеурочная деятельность
предполагает
расширение
образовательного
пространства(т.е.
создание
дополнительных
обеспечивающихприменение УУД на другом материале, способствующих развитию школьников)

условий,

Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически
воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное,
письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих
умений для человека.

Главная обучающая задача смыслового чтения во внеурочной деятельности состоит в том, чтобы
совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой
будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст, привычка
употреблять прием, имеющая силу потребности). Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи, так
как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание,
память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной
самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств. И, наконец, основная задача, связанная с формированием
общей культуры ученика, - растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может
проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
Формы
работы
Предметны
е недели

Возрастные группы
5-9 классы





Факультат
ивные
занятия

5-6 классы






Формирование общеучебных умений и навыков
смыслового чтения
Ориентироваться в содержании текста и понимать его
целостный смысл:
находить в тексте требуемую информацию
решать
учебно-познавательные
и
учебнопрактические задачи, требующие полного и
критического понимания текста.
Проводить проверку правописания; использовать в
тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы
представления информации: формулы, графики,
диаграммы, таблицы (в том числе динамические,
электронные, в частности в практических задачах),
переходить от одного представления данных к
другому;
интерпретировать текст.

Способы деятельности, приѐмы
Групповая мозговая атака
Обучающие игры
Инсерт

Постановка целей в процессе
знакомства с новой информацией
Кластеры
Таблицы
Инсерт

7-9 классы






Сопоставлять разные точки зрения и разные
источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свѐртывание выделенных
фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов
(доводов) для обоснования определѐнной позиции;
организовывать поиск информации.

Постановка целей в процессе
знакомства с новой информацией
Кластеры
Таблицы
Инсерт
Бортовой журнал

Работа
кружков

5-9 классы



Овладеть
элементарными
навыками
чтения Приѐм «Плюс – минус –
информации,
представленной
в
наглядно- Интересно»?
символической форме, приобретѐт опыт работы с Визуальные методы
текстами,
содержащими
рисунки,
таблицы, Приѐм «Выглядит, как…. Звучит,
как…»
диаграммы, схемы.

Олимпиад
ы, НПК

5-6 классы



Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя
из своих представлений о мире;
структурировать текст, используя нумерацию
страниц, списки, ссылки, оглавление;
проводить проверку правописания; использовать в
тексте таблицы, изображения.
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта
подвергать сомнению достоверность имеющейся
информации,
обнаруживать
недостоверность
получаемой информации, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими
источниками выявлять содержащуюся в них




7-9 классы





Приѐм «Фишбоун» или «Рыбий
скелет»
Таблица «З – Х – У»
Концептуальная таблица
Кластеры

Инсерт
Поиск ключевых слов
Перепутанные
логические
цепочки
Установление
причинноследственных
связей между
блоками информации





Классные
часы

5-9 классы

Конкурсы

5-9 классы

противоречивую, конфликтную информацию;
использовать
полученный
опыт
восприятия
информационных
объектов
для
обогащения
чувственного
опыта,
высказывать
оценочные
суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении
(прочитанном
тексте).
критически относиться к рекламной информации;
находить
способы
проверки
противоречивой
информации;
определять достоверную информацию;
свободно ориентироваться и воспринимать тексты
художественного, публицистического, научного и
официально-делового стилей.
Искать и выделять
необходимую информацию,
применяя методы информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств.

Исследования по вопросам темы

Чтение с остановками
Ключевые слова
Таблицы
Дискуссия «Совместный поиск»
Осознанно
и
произвольно
строить
речевое Стратегия «Зигзаг» Ключевые
высказывание в устной и письменной речи, строить слова, игра «Как вы думаете»
логические цепочки рассуждений
Исследования по вопросам темы

Система оценки достижения планируемых результатов





Из требований к метапредметным результатам:
демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
составлять тексты в устной и письменной формах;
Усложнение требований от начальной школы к основной
в ожидаемых умениях (новых, более сложных на уровне основной школы);

 в усложнении содержания (состава, структуры) предлагаемых для чтения текстов при сохранении одинаковых (на
формальном уровне) требований.
Для этого необходимы следующие аспекты работы:
Для учителей
1. Анкетирование для определения читательской компетентности педагогов.
2. Мониторинг с целью выявления уровня сформированности смыслового чтения.
3. Практикум по подготовке заданий с включением аспектов по смысловому чтению.
Для учеников
1. Мониторинг чтения с целью определения качества чтения.
2. Развитие навыков смыслового чтения через самостоятельную работу с текстом.
3.Показатели участия в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах и др.
Содержательный аспект
В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов
толерантности, диалога культур.
В основной школе при изучении всех предметов будет продолжена работа по формированию и развитию основ
читательской компетенции:
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том
числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность
в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется
формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий
компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые блоки)
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат
возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения:
ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным
чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения
художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной
задаче.
В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования
способствуют:
• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая
поддержка любознательности и избирательности интересов;
• реализация уровневого подхода как в преподавании (на основе дифференциации требований к освоению учебных
программ и достижению планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе дифференциации
содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и
повышенных уровнях);
• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы
оценки;
• организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счѐт
использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: факультативов, вводимых
образовательным учреждением; программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебноисследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной
ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей
образовательного учреждения;
• целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых
различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;

• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе
соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной
деятельности.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется
формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их
реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей,
контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и
психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать
многообразные коммуникативные задачи; действовать с учѐтом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и
техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации партнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной
деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной
компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры,
соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к
использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и
операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретѐнные на первой ступени навыки
работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в
готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов, мыслей;
представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в
виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках
информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся
осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на
персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели
запроса и анализировать результаты поиска.
Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и
самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приѐмы поиска, организации и хранения
информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные
навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной
поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными
информационными компонентами).
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и
зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях
моделирования и проектирования.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе
самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на
основе еѐ сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
Список литературы:

1. Примерная основная общеобразовательная программа общеобразовательноо учреждения. Основная школа / (сост.
Е.С. Савинов). – М.: Просвещение, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и
науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие
для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2011.- 159с.
4. Развитие критического мышления на уроке: пособое для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В.
Муштавинская. – 2 – е изд..дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
5. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.
Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М. : Баласс, 2011.

Календарно-тематическое планирование специального учебного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
5 класс
№

Тема

1.

Введение в специальный учебный
курс «Основы смыслового чтения и
работа с текстом».

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.

Характеристика УУД

1 модуль Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Текст.
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный
смысл:
Заглавие текста.
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
Тема и подтемы текста
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий
Идея текста.
содержанию и общему смыслу текста;
Смысловые части текста.
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
Ключевые слова и их назначение.
• находить в тексте требуемую информацию
Логические средства связи в тексте.
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи,
План текста.
требующие полного и критического понимания текста:
Пересказ.
- определять назначение разных видов текстов;
Строение текста и его структура.
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную
в данный момент информацию;
Изобразительно-выразительные
- различать темы и подтемы специального текста;
средства.
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
Стиль текста.
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники
информации по заданной теме;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Структура текста.

2 модуль Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,

Дата
проведения

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Преобразование текста.
оглавление;

-проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
Использование в тексте
изображения;
графических средств, их

-преобразовывать текст, используя новые формы представления
назначение.
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе
Аргументация и выводы.
динамические, электронные, в частности в практических задачах),
Подтекст.
переходить от одного представления данных к другому;
Обобщение информации, данной в
 -интерпретировать текст:
тексте.
- сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте
Аннотация.
информацию разного характера;
Отзыв.
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых
Цитирование.
тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
Эпиграф.
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли
Составление вопросов по тексту.
текста.
Стилевые особенности текста.
3 модуль Работа с текстом: оценка информации
Содержание текста.
-откликаться на содержание текста:
 -связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
Языковые особенности текста.
источников;
Авторская мысль в тексте.
 -оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих
Учебный диалог как способ
представлений о мире;
понимания прочитанного.
-откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста,
Точка зрения (позиция) автора и
но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.
читателя.
Типы речи. Описание.
Повествование.
Рассуждение.
Анализ текста. Итоговая
проверочная работа.

Календарно-тематическое планирование специального учебного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
6 класс
№

Тема

1.

Введение в специальный учебный
курс «Основы смыслового чтения и
работа с текстом». Особенности
обучения в 6 классе.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Характеристика УУД

1 модуль Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Текст. Виды текста.
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный
смысл:
Назначение текста
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
Основная тема и микротемы.
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий
Композиция текста.
содержанию и общему смыслу текста;
Проблемы, их формулировка.
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
Поиск информации в тексте.
• находить в тексте требуемую информацию
Сюжет текста.
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи,
Избыточная информация в тексте.
требующие полного и критического понимания текста:
Идеи текста, последовательность
- определять назначение разных видов текстов;
изложения идей.
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную
Авторская мысль и точка зрения
в данный момент информацию;
читателя.
- различать темы и подтемы специального текста;
Изобразительно-выразительные
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
средства, их функции.
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
Стилевые особенности текста.
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники
информации по заданной теме;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

2 модуль Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Дата
проведения

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34-35.

Оглавление.
Ссылки и сноски в тексте.

Нумерация страниц.
Преобразование текста.

Интерпретация текста.
Обобщение информации, данной в
тексте.
Рецензия.

Отзыв.
Эссе.
Сочинение.
Изложение.
Статья.

-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавление;
-проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
изображения;
-преобразовывать текст, используя новые формы представления
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе
динамические, электронные, в частности в практических задачах),
переходить от одного представления данных к другому;
-интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте
информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых
тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли
текста.
3 модуль Работа с текстом: оценка информации
Форма и содержание текста.
-откликаться на содержание текста:
Читатель и его жизненный опыт.  -связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников;
Авторская мысль в тексте.
 -оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих
Дебаты.
представлений о мире;
Критерии оценки текста.
-откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста,
Логические связи в тексте.
но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.
Особенности авторской лексики.
Авторские ремарки, их назначение.
Комплексный анализ текста.
Итоговая проверочная работа.

Календарно-тематическое планирование специального учебного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
7 класс

№

Тема

1.

Введение в специальный учебный
курс «Основы смыслового чтения и
работа с текстом». Особенности
обучения в 7 классе.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Характеристика УУД

1 модуль Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Текст. Виды текста.
Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку
и
с
опорой
на предыдущий опыт;
Назначение текста
сопоставлять
разные точки зрения и разные источники информации
Основная тема и микротемы.
по заданной теме;
Композиция текста.
выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей;
Проблемы, их формулировка.
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для
обоснования определѐнной позиции;
Поиск информации в тексте.
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
Сюжет текста. Фабула.
организовывать поиск информации:
Избыточная информация в тексте и
-приобрести первичный опыт критического отношения к
ее интерпретация.
получаемой информации, сопоставления еѐ с информацией из других
Последовательность изложения в
источников и имеющимся жизненным опытом.
тексте авторских идей.
Овладеть
элементарными
навыками
чтения
информации,
Авторская мысль и точка зрения
представленной в наглядно-символической форме, приобретѐт опыт
читателя.
работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Критические статьи.
Чтение рисунков, таблиц, схем,
диаграмм.
2 модуль Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Оглавление.
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавление;
Ссылки и сноски в тексте.
 -проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
Нумерация страниц. Главы и
изображения;
параграфы.
Преобразование текста в таблицы и -преобразовывать текст, используя новые формы представления
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе
схемы.

Дата
проведения

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Иллюстрирование текста.
динамические, электронные, в частности в практических задачах),
переходить от одного представления данных к другому;
Обобщение информации, данной в
 -интерпретировать текст.
тексте.
Выявлять имплицитную информацию текста на основе
Рецензия. Особенности жанра.
сопоставления иллюстративного материала с информацией текста,
Отзыв.
анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры
Эссе.
текста).
Буктрейлер.
Литературоведческий анализ
текста.
Лингвистический анализ текста.
3 модуль Работа с текстом: оценка информации
Форма и содержание текста.
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать
Читатель и его жизненный опыт.
недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и
Мировоззрение автора и
находить пути восполнения этих пробелов.
исторический экскурс в тексте.
В процессе работы с одним или с несколькими источниками
Герои и персонажи в тексте.
выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную
Критерии оценки текста.
информацию;
Логические связи в тексте.
 использовать полученный опыт восприятия информационных объектов
Особенности авторской лексики.
для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения
Авторские ремарки, их назначение. и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
критически относиться к рекламной информации;
Комплексный анализ текста.
находить
способы проверки противоречивой информации;
Итоговая проверочная работа.
определять достоверную информацию.

Календарно-тематическое планирование специального учебного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
8-9 класс

№

Тема

1.

Введение в специальный учебный
курс «Основы смыслового чтения и
работа с текстом». Особенности
обучения в 8 классе.

2)
3)
4)
5)

6)
7)
8)

9)
10)
11)
12)

13)
14)
15)

Характеристика УУД

1 модуль Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Типология текстов.
Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений.
Определять тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Функционально-стилевая
Вычленять из текста информацию, конкретные сведения, факты,
дифференциация текстов.
заданные в явном или неявном видах.
Языковые особенности разных
Уметь работать с разными источниками информации, сопоставлять
стилей речи.
информацию, полученную из нескольких источников.
Тема, проблема, идея как
Овладеть
элементарными
навыками
чтения
информации,
взаимосвязанные уровни
представленной в наглядно-символической форме, приобретѐт опыт
содержания текста.
работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Смысловые части текста.
Приѐмы сжатия текста.
Способы предоставления
информации.
2 модуль Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Композиция текста типа
Создавать собственные письменные материалы на основы
рассуждения.
прочитанных текстов: планы, тезисы, конспекты, аннотации, отзывы о
прочитанном.
Формулирование тезисов.
Формулировать тезисы и выводы, основанные на содержании
Типы логических аргументов.
текста,
приводить аргументы.
Сопоставление и обобщение
Воспроизводить текст с заданной степенью свѐрнутости.
содержащейся в разных частях
текста информации.
3 модуль Работа с текстом: оценка информации
Оценка содержания, языковых
Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
особенностей и структуры текста.
Сопоставлять различные точки зрения на информацию.
В процессе работы с одним или несколькими источниками уметь
Позиция автора текста.
выявлять достоверную и противоречивую информацию. Находить
Собственная позиция читателя.

Дата
проведения

16)
17)
18)

Способы проверки противоречивой
информации.
Комплексный анализ текста.
Итоговая проверочная работа.

способы проверки противоречивой информации.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868576007
Абрамова Татьяна Владимировна
С 25.02.2021 по 25.02.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».