Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.А.Скушникова сельского
поселения посѐлок Циммермановка
Ульчского муниципального района Хабаровского края
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете
Директор МБОУ СОШ
МБОУ СОШ п.
п. Циммермановка
Циммермановка
_______ Т.В. Абрамова
протокол №_1
от «29» августа 2024 г.
Приказ №____
от «___» ___2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Черчение»
(название учебного предмета, курса, в соответствии с учебным планом)
для учащихся 10-11 классов
П. Циммермановка 2024 г.
I. Пояснительная записка
Настоящая программа по черчению для 10-11классов создана на основе:
• Федерального компонента государственного стандарта;
• Программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д.Ботвинников,
И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение. 2004;
• Образовательной программы МБОУ СОШ п. Циммермановка;
• Рабочего учебного плана МБОУ СОШ п. Циммермановка;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития
мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся.
Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания
окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования
учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники
и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления,
познавательных способностей учащихся. Занятия черчением оказывают большое влияние на
воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в
работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют
на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их
эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления,
пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью
графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в
черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент,
позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нѐм те
аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами
производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном
производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического
цикла, выражающейся, в частности, в повышении и требовательности к качеству графических
работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет
совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению
входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной
литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других
школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от
методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в
черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих
методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование,
выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также
применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на
одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и
изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить
учащихся с правилами выполнения чертежей,
установленными
государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздаватьобразыпредметов,анализироватьихформу,расчленятьнаего
составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью
школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ п. Циммермановка; на изучение предмета
«Черчение» отводится:
В10 классе– 34часа(1 час в неделю);
В11классе– 34часа (1 час в неделю). Всего:68 часов за два года.
I.Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения предмета ученик должен:
знать/понимать:
- технологическиепонятия:графическаядокументация,технологическаякарта,чертеж, эскиз,
технический рисунок, схема, стандартизация;
- условно-графическиесимволыиобозначениядляотображенияформы,структуры объектов и
процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
уметь:
- организовывать рабочее место для выполнения графических работ.
- выбирать способы графического отображения объекта или процесса;
- выполнятьчертежииэскизы,втомчислесиспользованиемсредствкомпьютернойподдержки;
составлять учебные технологические карты;
- применять компьютерные технологии выполнения графических работ;
- использовать стандартные графические объекты и конструировать графические объекты:
выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов;
- выполнять построение чертежа и технического рисунка;
- соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
- читать чертежи, схемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- построения собственной образовательной траектории, выбора профессии, связанной с
выполнением чертежных и графических работ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов.
На уроках черчения в 10 классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами
как технология, информатика и др.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной
группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и
свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную,
общественную и др.;
- владение умения работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать
факты, составлять план работы и эскиз, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения черчения в основной школе представляют с обой освоенный
обучающимися опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также систему основополагающих элементов научного знания;
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области
освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
- развитие визуально–пространственного мышления;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе
базирующихся на ИКТ;
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Особенности организации и учебного процесса по предмету: используемые формы, методы,
средства обучения.
Основные формы: индивидуальная и групповая.
Традиционные методы обучения:
1.Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. 2.Наглядные методы:
наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями, 3. Практические методы:
Графические работы, тесты и кроссворды,
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и
парная работа, деловые и творческие игры, дискуссии, метод проектов, метод эвристических
вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование, и другие.
Средства обучения:
-для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (пособия, шаблоны,
образцы материалов, наброски и др.), технические средства обучения (компьютер и экран)
использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
-для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер
(интернет).
Использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах урока: при
проверке домашнего задания (мультимедийные презентации, созданные в программе Power Point;
презентации проектов обучающихся), при повторении пройденного материала (электронные
учебники, интерактивные кроссворды), при контроле знаний обучающихся (тестовые задания,
созданные в программе Word, раздаточный материал; онлайн тесты в сети Интернет), при
объясненииновогоматериала(мультимедийныепрезентации,созданныевпрограммеPowerPoint;
использование сети Интернет для сбора исторических справок, пособий, фотографий и
дополнительной информации; проведение исследовательских работ), при закреплении нового
материала (создание презентаций по изученным темам).
II.Содержание программы учебного предмета (курса)
10 КЛАСС(34ч.)
Введение(1ч.)
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж, как
Основной графический инструмент. Современные технологии выполнения чертежа. Инструменты,
принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места. Порядок
работы учащихся.
Правила оформления чертежей (3ч.)
Государственные стандартысЕСКД. Стандартный шрифт. Основные закономерности
написания букв и цифр. Написание букв до 5 мм.
Типы линий. Форматы. Основная надпись чертежа. Выполнение задания на формате А4.
Общие правила нанесения размеров на чертежах. Масштабы
Геометрические построения (4ч.)
Построение параллельных и перпендикулярных прямых .Деление отрезка прямой на
равные части.
Построение и деление углов. Деление окружности на равные части и построение
правильных многоугольников.
Сопряжения. Построение эллипса.
Графическая работа №1:по наглядному изображению детали выполнить еечертеж,
применяя правила построения сопряжения.
Параллельное проецирование(8ч.)
Проецирование. Аксонометрические проекции. Получение аксонометрических проекций.
Построение аксонометрических проекций. Аксонометрия геометрических тел.
Аксонометрические проекции цилиндра, конуса и предметов, имеющих поверхности
вращения.
Технический рисунок. Чертежи в системе прямоугольных проекций.
Прямоугольные проекции отрезков прямых линий. Чертежи плоских фигур.
Чертежи геометрических тел. Проекции группы геометрических тел.
Проецирование предметов на две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.
Виды. Количество видов на чертежах.
Графическаяработа№2: по наглядному изображению детали выполнить чертеж в трех видах,
мысленно удалив те части, которые отмечены точками.
Чтение и выполнение чертежей (3ч.)
Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежей. Моделирование по чертежу.
Построение проекции точки, лежащей на поверхности предмета. Выполнение эскизов.
Графическая работа №3: в рабочей тетради выполнить эскиз детали с натуры и ее
технический рисунок.
Сечения и разрезы (4ч.)
Сечения. Обозначения материалов в сечениях. Творческие задачи по теме «Сечение».
Проектирование формы детали по ее сечению.
Графическая работа №4: по наглядному изображению одной из деталей
выполнить ее
чертеж, содержащий сечения.
Разрезы. Соединение вида и разреза. Местные разрезы.
Особые случаи при построении разрезов. Творческие задачи по теме «Разрезы».
Разрезы на аксонометрических проекциях (1ч.)
Графическая работа №5: по чертежу детали выполнить необходимые разрезы. Построить
изометрию или технический рисунок с вырезом.
Изделие. Соединение деталей в изделии (4ч.)
Общие сведения об изделии. Общие сведения о соединении деталей в изделии.
Условные изображения и обозначения резьбы на чертежах.
Чертежи разъемных и неразъемных соединений деталей.
Графическая работа №6: по наглядному изображению
выполнить чертеж одного из
резьбовых соединений.
Сборочные чертежи (4ч.)
Сборочный чертеж. Назначение сборочного чертежа. Изображения на сборочном чертеже.
Размеры, наносимые на сборочных чертежах. Номера позиций на сборочном чертеже.
Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение чертежей несложных сборочных
единиц.
Графическая работа №7: по сборочным чертежам изделий выполнить эскиз одной из
указанных деталей.
Прикладная графика
(2 ч.)
Графические представления информации. Товарный знак, логотип.
11 КЛАСС(34ч.)
Введение(1ч.)
Вводный урок. Правила техники безопасности. Цели, задачи, содержание учебного курса.
Материалы, инструменты, принадлежности.
Техника выполнения чертежей и правила их оформления (1ч.) Линии
чертежа. Правила оформления чертежей. Практическая работа №1. Виды
чертежа (4 ч.)
Изображения–виды, разрезы, сечения. Виды.
Определение названия видов.
Графическая работа №1: по наглядному изображению выполнить шесть видов.
Практическая работа №2: по двум видам модели построить третий вид и изометрию.
Сечения и разрезы (10ч.)
Определение сечений и разрезов. Их сходство и различие.
Дополнительные и местные виды. Определение, назначение, правила выполнения.
Дополнительный вид. Построение дополнительных видов по указанному направлению
взгляда.
Графическая работа №2: построение дополнительных видов и разрезов.
Практическая работа №3: построение различных видов разрезов.
Местный разрез. Правила выполнения местных разрезов.
Графическая работа №3: выполнение соединения части вида и части разреза.
Сечения. Виды сечений. Определение, способы получения сечений. Секущая плоскость.
Графическая работа №4: построение сечений, обозначенных секущими плоскостями.
Разрезы и сечения (обобщение темы). Выполнение упражнений на построение частных
случаев разрезов и сечений.
Нанесение размеров (3ч.)
Виды размеров. Правила на несения линейных и угловых размеров. Частные случаи
нанесения размеров.
Практическая работа №4: нанесение размеров. Размеры на токарных деталях.
Графическая работа №5: нанесение размеров на чертеже токарной детали.
Сборочные чертежи (11ч.)
Изображение резьбы. Виды резьбы.
Практическая работа №5: изображение деталей с резьбой в собранном виде.
Графическая работа №6: изображение детали в собранном виде, нанесение размеров.
Различные виды упрощенных и условных изображений крепежных деталей.
Практическая работа №6: упрощенные и условные изображения крепежных деталей.
Графическая работа №7: составить плакат с упрощенными и условными изображениями
крепежных деталей.
Правила выполнения чертежей деталей, сборочных чертежей, общих видов
Условности и упрощения на сборочных чертежах.
Графическая работа №8: выполнение сборочных чертежей и чертежей общего вида.
Практическая работа №7: виды проекционных задач и способы их решения.
Практическая работа №8: построение условного вида сверху и слева по главному виду.
Использование и чтение условных обозначений для выполнения чертежей деталей.
Чтение строительных чертежей, обобщение пройденного материала (4ч.)
Основные особенности строительных чертежей.
Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных
чертежей.
Обобщение пройденного материала.
Обобщение пройденного материала.
IV.Тематическоепланирование
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
10 КЛАСС(34ч.)
Названиераздела,темы
Введение
Правила оформления чертежей
Геометрические построения
Параллельное проецирование
Чтение и выполнение чертежей
Сечения и разрезы
Разрезы на аксонометрических проекциях
Изделие. Соединение деталей в изделии
Сборочные чертежи
Прикладная графика
Всего:
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
11 КЛАСС(34ч.)
Названиераздела,темы
Введение
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Виды чертежа
Сечения и разрезы
Нанесение размеров
Сборочные чертежи
Чтение строительных чертежей, обобщение пройденного
материала.
Всего:
1. Ботвинников
А.Д.,
Кол-вочасов
1
3
4
8
3
4
1
4
4
2
34 часа
Кол-вочасов
1
1
4
10
3
11
4
34 ч.
V.Учебно –методическое обеспечение
Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.Черчение.
М.: АСТ,
Астрель,2014.
2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. М.:Дрофа; Астрель,
2019.
V.Календарно – тематическое планирование
по предмету «Черчение»
10 класс
Количество часов внеделю:1час
Количество часов в год: 34часа
Названиераздела.
№
п/п
Темаурока.
Колво
часов
Введение(1ч.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Графический язык и его роль в передаче
информацииопредметноммире.Чертеж,как
основнойграфическийинструмент.Современные
технологии выполнения чертежа.
Инструменты,принадлежностииматериалыдля
выполнениячертежей.Организациярабочего места.
Порядок работы учащихся.
Правилаоформлениячертежей(3ч.)
ГосударственныестандартыЕСКД.Стандартный
шрифт. Основные закономерности написания
буквицифр.Написаниебуквдо5мм.
Типылиний.Форматы.Основнаянадпись
чертежа..ВыполнениезаданиянаформатеА4.
Общиеправилананесенияразмеровна чертежах.
Масштабы.
Геометрическиепостроения(4ч.)
Построениепараллельныхиперпендикулярных
прямых.Делениеотрезкапрямойнаравныечасти.
Построениеиделениеуглов.Деление окружности
наравныечастиипостроениеправильных
многоугольников.
Сопряжения.Построениеэллипса.
Графическая работа №1: по наглядному
изображениюдеталивыполнитьеечертеж,
применяяправилапостроениясопряжения.
Параллельноепроецирование(8ч.)
Проецирование.Аксонометрическиепроекции.
Получениеаксонометрическихпроекций.
Построениеаксонометрическихпроекций.
Аксонометриягеометрическихтел.
Аксонометрическиепроекциицилиндра,конусаи
предметов,имеющихповерхностивращения.
Техническийрисунок.Чертеживсистеме
прямоугольныхпроекций.
Прямоугольныепроекцииотрезковпрямых
линий.Чертежиплоских фигур.
Чертежигеометрическихтел.Проекциигруппы
геометрическихтел.
Проецированиепредметовнадвеитривзаимно
перпендикулярные плоскости проекций. Виды.
Количествовидовначертежах.
Графическая работа №2: по наглядному
изображениюдеталивыполнитьчертежвтрех
видах,мысленноудаливтечасти,которые
отмечены точками.
Чтениеивыполнениечертежей(3ч.)
Анализгеометрическойформыпредмета.Чтение
чертежей.Моделированиепочертежу.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
проведения
урока
по
факт.
плану
Примечани
я
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Построениепроекцииточки,лежащейна
поверхностипредмета.Выполнениеэскизов.
Графическаяработа№3:врабочейтетради
выполнить эскиз детали с натуры и ее
техническийрисунок.
Сеченияиразрезы(4ч.)
Сечения.Обозначенияматериаловвсечениях.
Творческиезадачипотеме«Сечение».
Проектированиеформыдеталипоее сечению.
Графическая работа №4: по наглядному
изображениюоднойиздеталейвыполнитьее
чертеж,содержащийсечения.
Разрезы.Соединениевидаиразреза. Местные
разрезы.
Особыеслучаиприпостроенииразрезов.
Творческие задачи по теме «Разрезы»: по
заданномуфронтальномуразрезупредставитьи
начертить возможный вид сверху; по заданной
половине разреза представить половину вида и
построитьихсоединение.
Разрезынааксонометрическихпроекциях(1 ч.)
Графическая работа №5: по чертежу детали
выполнитьнеобходимыеразрезы.Построить
изометриюилитехническийрисуноксвырезом.
Изделие.Соединениедеталейвизделии(4ч.)
Общиесведенияобизделии.Общиесведенияо
соединениидеталейв изделии.
Условныеизображенияиобозначениярезьбы на
чертежах.
Чертежиразъемныхинеразъемныхсоединений
деталей.
Графическая работа №6: по наглядному
изображениювыполнитьчертежодногоиз
резьбовых соединений.
Сборочныечертежи(4ч.)
Сборочныйчертеж.Назначениесборочного
чертежа.Изображениянасборочномчертеже.
Размеры,наносимыенасборочныхчертежах.
Номерапозицийнасборочномчертеже.
Условностии упрощениянасборочныхчертежах.
Чтениечертежейнесложныхсборочныхединиц.
Графическаяработа№7:посборочнымчертежам
изделий выполнить эскиз одной из указанных
деталей.
Прикладнаяграфика(2ч.)
Графическиепредставленияинформации.
Товарныйзнак,логотип.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическоепланирование
по предмету «Черчение»
11
класс
Количествочасоввнеделю:1час
Количествочасоввгод: 34часа
Названиераздела.
№
п/п
Темаурока.
Кол-во
часов
Введение(1ч.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Вводныйурок.Правилатехникибезопасности.
Цели, задачи, содержание учебного курса.
Материалы,инструменты,принадлежности.
Техникавыполнениячертежейиправилаих
оформления(1ч.)
Линиичертежа.Правилаоформления чертежей.
Практическаяработа№1.
Видычертежа(4ч.)
Изображения–виды,разрезы, сечения.
Видычертежа.Определениеназвания видов.
Графическаяработа№1:понаглядному
изображениювыполнитьшестьвидов.
Практическаяработа№2:подвумвидам модели
построитьтретийвидиизометрию.
Сеченияиразрезы(10ч.)
Определениесеченийиразрезов.Их сходствои
различие.
Дополнительныеиместныевиды. Определение,
назначение,правилавыполнения.
Дополнительный вид. Построение
дополнительныхвидовпоуказанному
направлениювзгляда.
Графическаяработа№2: построение
дополнительныхвидовиразрезов.
Практическаяработа№3:построение различных
видовразрезов.
Местныйразрез.Правилавыполнения местных
разрезов.
Графическаяработа№3: выполнение
соединениячастивидаичасти разреза.
Сечения.Видысечений.Определение,способы
получениясечений.Секущаяплоскость.
Графическаяработа№4:построениесечений,
обозначенныхсекущимиплоскостями.
Разрезыисечения(обобщение темы).
Выполнениеупражненийнапостроение
частных случаев разрезов и сечений.
Нанесениеразмеров(3ч.)
Видыразмеров.Правилананесениялинейныхи
угловых размеров. Частные случаи нанесения
размеров.
Практическаяработа№4:нанесениеразмеров.
Размерынатокарных деталях.
Графическаяработа№5:нанесениеразмеровна
чертежетокарной детали.
Сборочныечертежи(11ч.)
Изображениерезьбы.Виды резьбы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
проведения
урока
по
факт.
плану
Примечани
я
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Практическаяработа№5:изображение деталей
срезьбойвсобранном виде.
Графическаяработа№6:изображениедеталив
собранномвиде,нанесение размеров.
Различныевидыупрощенныхиусловных
изображенийкрепежныхдеталей.
Практическаяработа№6:упрощенныеи
условныеизображениякрепежных деталей.
Графическаяработа№7:составитьплакатс
упрощеннымииусловнымиизображениями
крепежных деталей.
Правилавыполнениячертежейдеталей,
сборочныхчертежей,общихвидов.
Условностииупрощениянасборочных
чертежах.
Графическаяработа№8:выполнениесборочных
чертежейичертежейобщеговида.
Практическаяработа№7:видыпроекционных
задачи способыихрешения.
Практическаяработа№8:построениеусловного
вида сверху и слева по главному виду.
Использованиеичтениеусловныхобозначений для
выполнения чертежей деталей.
Чтениестроительныхчертежей,обобщение
пройденного материала (4 ч.)
Основныеособенностистроительныхчертежей.
Условныеизображениянастроительных
чертежах.
Обобщениепройденногоматериала.
Обобщениепройденногоматериала.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1