Геометрия в задачах ОГЭ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Г.А. Скушникова
сельского поселения п. Циммермановка
Ульчского муниципального района Хабаровского края
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

заместитель директора
по УР

директор

________________________ ________________________
Протокол №1
от «29» августа2023 г.

от «29» августа2023 г.

________________________
Абрамова Т.В.
Приказ №39-о
от «29» августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ
ДЛЯ 9 КЛАССА
«ГЕОМЕТРИЯ В ЗАДАЧАХ ОГЭ»
Срок реализации 1 год

2019г
п. Циммермановка
Пояснительная записка.
Рабочая программа по факультативному курсу «Геометрия в задачах ОГЭ» составлена для учащихся 9 общеобразовательного класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Г.А.
Скушникова сельского поселения п. Циммермановка (далее – Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями от 29.12.2014 № 1644);
на основе примерной Программы основного общего образования по геометрии (М.: Просвещение, 2016).
Данная программа разработана как модуль к учебнику «Геометрия 7-9 класс» Атанасяна Л.А.
Основной целью данного учебного курса является обучение решению нестандартных задач по математике, а также подготовка к Государственной итоговой аттестации по математике.

Задачи курса:
1. Формирование представления о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету;
2. Способствовать формированию умений:
 работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом и выполнение заданий с кратким ответом и
заданий с развернутым ответом;
 эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов и уровней сложности.
Изучение курса внесет ценный вклад в развитие математических способностей.
1. Общая характеристика учебного курса.
Программа ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу геометрии основной школы для подготовки к сдаче экзамена по математике в новой форме (ОГЭ).
Геометрия – это один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений. Изучение геометрии вносит значительный вклад в развитее логического мышления у учащихся
благодаря систематическому изучению свойств фигур на плоскости и в пространстве и применению этих свойств к решению задач вычислительного и конструктивного характера.
Организация образовательного процесса по освоению данной программы характеризуется следующими особенностями:
 каждое занятие проводится с учетом индивидуальной подготовки учащегося по геометрии;
 имеет практико-ориентированную направленность, т.е. ставятся цели практической отработки всех необходимых теоретических знаний
и умений по всем темам в соответствии с требованиями кодификатора КИМ ОГЭ;
 для практических занятий предлагается система задач с готовым разбором решения и набор аналогичных задач для самостоятельного
тренинга;
 отводится время для решения задач из банка открытых заданий ОГЭ по математике.
В качестве учебно-методическогообеспечения образовательного процесса используется:
 учебник «Геометрия 7-9 класс», Атанасян Л.Г.
 сборник « 3000 задач ОГЭ»
 Интернет-ресурсы: банк открытых заданий, ФИПИ
Место предмета в учебном плане.
В учебном плане МБОУ СОШ п. Циммермановка на изучение программы элективного курса «Геометрия в задачах ОГЭ» по математике для
9 класса предусмотрено 17 часов в год.

2. Содержание учебного курса

Наименование
раздела
Структура и содержание КИМ
ОГЭ по математике и система оценивания
Современные возможности подготовки ОГЭ
Тематические
блоки

Характеристика основных содержательных линий, тем.
Принципы отбора содержания КИМ по математике. Кодификатор, спецификация экзаменационной работы, демонстрационная версия экзаменационной
работы, инструкции по оценке заданий с развернутым ответом. Типы заданий.
Методы шкалирования и интерпретации результатов тестирования
Информационные ресурсы. Дистанционные школы. Онлайн-тесты. Индивидуальные образовательные траектории.
Геометрические фигуры и их свойства. Геометрические измерения.
Треугольник.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Измерение геометрических величин
Векторы на плоскости.

Календарно тематическое планирование.

Тематическ
ие блоки и
тренинги

Современные
возможности
подготовки ОГЭ

Структура и содержание
КИМ ОГЭ по математике
и система оценивания

Раздел

Тема урока

1.Кодификатор, спецификация
экзаменационной работы,
демонстрационная версия
экзаменационной работы. (1ч)
2. Типы заданий КИМ.
Инструкции по оценке заданий
с развернутым ответом. (0,5ч)
3. Методы шкалирования и
интерпретации результатов
тестирования (0,5ч)
4. Информационные ресурсы.
Дистанционные школы.
Онлайн-тесты. (0,5ч)
5.Индивидуальные
образовательные траектории.
(0,5ч)
6.Геометрические фигуры и их
свойства. (1ч.)
7. Геометрические измерения.
(1ч.)

Дата

Требования к результату
(предметные компетенции)

Иметь представление:
что представляет собой кодификатор,
спецификация экзаменационной работы,
демонстрационная версия экзаменационной
работы и для чего они нужны;
как оценивается работа, чтобы иметь
возможность осуществлять самоконтроль.

Организация самоподготовки и самообразования
по средствам интернета.
Выявление западающих тем на основе
диагностики и со слов ученика, составление
индивидуального плана работы.

Формулировать определения простейших
геометрических фигур: луч, отрезок, прямая,
угол и изображать их на плоскости.
Проявлять навыки измерения геометрических
фигур.

8. Треугольник. Виды.Свойства
и признаки равнобедренного
треугольника.

9.Прямоугольный треугольник.
Теорема Пифагора.
10.Синус, косинус, тангенс,
котангенс острого угла
прямоугольного треугольника и
углов от 0о до 180о.
11.Параллелограмм, его
свойства и признаки

12.Прямоугольник, квадрат,
ромб, их свойства и признаки

Формулировать определение треугольника и его
видов; изображать и распознавать треугольники;
формулировать и доказывать утверждения об их
свойствах и признаках; решать задачи на
вычисление, доказательство и построение,
связанные с треугольниками;
Формулировать определение прямоугольного
треугольника, теорему Пифагора и обратную ей;
решать задачи по теме треугольник и
применение теоремы Пифагора.
Формулировать и иллюстрировать определения
синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 180°;
Выводить основное тригонометрическое
тождество и формулы приведения.
Формулировать определение параллелограмма;
изображать и распознавать этот
четырѐхугольник; формулировать и доказывать
утверждения об его свойствах и признаках;
решать задачи на вычисление, доказательство и
построение, связанные с этим видом
четырѐхугольника;
Формулировать определение ромба, квадрата;
изображать и распознавать эти
четырѐхугольники; формулировать и
доказывать утверждения об их свойствах и
признаках; решать задачи на вычисление,
доказательство и построение, связанные с этими
видами четырѐхугольников;

13.Трапеция, средняя линия
трапеции; равнобедренная
трапеция.

14.Центральный, вписанный
угол; величина вписанного угла.
15.Касательная и секущая к
окружности; равенство отрезков
касательных, проведенных из
одной точки.
16. Измерение геометрических
величин: длина ломаной, измерение углов, длина окружности.
17. Измерение площади
многоугольников

Формулировать определение трапеции;
изображать и распознавать трапецию и ее виды;
формулировать и доказывать утверждения об их
свойствах и признаках; решать задачи на
вычисление, доказательство и построение,
связанные с этим видом четырѐхугольника;
Формулировать и доказывать теорему о
вписанном и центральном угле, применять
данные теоремы при решении задач.
Исследовать взаимное расположение прямой и
окружности; формулировать определение
касательной к окружности; формулировать и
доказывать теоремы: о свойстве касательной, о
признаке касательной, об отрезках касательных,
проведѐнных из одной точки.
Знать единицы измерения длины отрезков,
углов, длины окружности. Решать задачи.
Формулировать теоремы о нахождении
площадей четырехугольников и применять их
при решении задач.

4.

«Результаты освоения предмета и система их оценки».

Изучение данного курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
1. В направлении личностного развития:
• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
2. В метапредметном направлении:
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
3. В предметном направлении:
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения
тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из
них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

5. Раздел «Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса».
1. Учебно-методические средства обучения.
1.Учебник «Геометрия 7-9» для общеобразовательных учреждений Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. 20-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 384 с.
Дополнительная литература:
2. Геометрия. 9 класс. Дидактические материалы. Зив Б.Г. 11-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 127 с.
3.Сборник 3000 заданий для подготовки к ОГЭ
4. Практикум. Тесты ОГЭ 2018 - 2020 года, Ященко .
2. Техническое обеспечение.
Компьютер
Проектор
Мобильный класс
3.Интернет-ресурсы:
1. Федеральный институт педагогических измерений www.fipi.ru
2. Федеральный центр тестирования www.rustest.ru
3. РосОбрНадзор www.obrnadzor.gov.ru
4. Российское образование. Федеральный портал edu.ru
5. Федеральноеагенство по образованию РФ ed.gov.ru
6. Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации http://fsu.edu.ru
7. Открытый банк заданий по математике http://www.mathgia.ru:8080/or/gia12/Main.html?view=TrainArchive
8. Сайт Александра Ларина http://alexlarin.net/
9. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП

Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868576007

Владелец

Абрамова Татьяна Владимировна

Действителен

С 25.02.2021 по 25.02.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».