Музыка
Музыка является неотъемлемой частью
культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка
для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения
и естественного радостного мировосприятия.
В течение
периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей
музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии
проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В
содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального
искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее
достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и
другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является
практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных инструментах,
различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности
происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание
основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа по
музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной
культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические
потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний,
отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка.
Свойственная музыкальному восприятию
идентификация с лирическим героем произведения является уникальным
психологическим механизмом для формирования мировоззрения обучающегося
опосредованным недирективным путём. Ключевым моментом при составлении программы
по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие
качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе
традиционных российских ценностей.
Одним из наиболее важных направлений
программы по музыке является развитие эмоционального интеллекта обучающихся.
Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки
формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий
в программе по музыке принадлежит игровым формам деятельности, которые
рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне
присущих самому искусству – от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых
особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
Основная цель
программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры
обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является
личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия
(постижение мира через переживание, самовыражение через творчество,
духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру
другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе
конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
становление системы ценностей, обучающихся в
единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями
искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка
общения, художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка,
развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшие
задачи обучения музыке на уровне начального общего образования:
формирование эмоционально-ценностной
отзывчивости на прекрасноев жизни и в искусстве;
формирование позитивного взгляда на
окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой
через доступные формы музицирования;
формирование культуры осознанного восприятия
музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным
ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;
развитие эмоционального интеллекта в единстве
с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями,
развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения;
овладение предметными умениями и навыками в
различных видах практического музицирования, введение обучающегося в искусство
через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание
(воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных
инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное
движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование),
исследовательские и творческие проекты;
изучение закономерностей музыкального
искусства: интонационнаяи жанровая природа музыки, основные выразительные
средства, элементы музыкального языка;
воспитание уважения к культурному наследию
России, присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной
культуры;
расширение кругозора, воспитание
любознательности, интереса к музыкальной культуре России, ее регионов, этнических
групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур,
времён и народов.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Общее число
часов, для изучения музыки ‑ 135 часов:
в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю),
во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА • Музыка, 1 класс/ Критская
Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение» • Музыка, 2 класс/ Критская Е.Д., Сергеева
Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка, 3 класс/ Критская Е.Д., Сергеева
Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
•
Музыка, 4 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»