Общеобразовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная
образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ п. Циммермановка
(далее – ООП НОО) является основным документом, определяющим содержание общего начального
образования в МБОУ СОШ п. Циммермановка (далее – организация), а также регламентирующим образовательную
деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете
установленного федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №
286, (далее – ФГОС НОО) соотношения обязательной
части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Целями реализации ООП НОО являются:
·
обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина
Российской Федерации на получение качественного образования, включающего обучение,
развитие и воспитание каждого обучающегося;
·
организация учебного процесса с учетом целей, содержания и
планируемых результатов начального общего образования, отраженных в ФГОС НОО;
·
создание условий для свободного развития каждого обучающегося
с учетом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
·
организация деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одаренных, успешных обучающихся и
(или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ООП НОО
предусматривает решение следующих основных задач:
·
формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное
воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение
и укрепление здоровья;
·
обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся
целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
·
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости;
·
обеспечение преемственности начального общего и основного
общего образования;
·
достижение планируемых результатов освоения ООП НОО всеми
обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее
- обучающиеся с ОВЗ);
·
обеспечение доступности получения качественного начального
общего образования;
·
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе
лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других,
организацию общественно полезной деятельности;
·
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества и проектно-исследовательской деятельности;
·
участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной
организации.
ООП НОО учитывает следующие принципы:
1) принцип учета ФГОС НОО: ООП НОО базируется
на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам
и условиям обучения в начальной школе;
2) принцип учета языка обучения: с учетом условий
функционирования образовательной организации ООП НОО характеризует право получения
образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает
механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
3) принцип учета ведущей деятельности обучающегося:
программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности,
предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив,
цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения: программа
предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных
планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с
учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
5) принцип преемственности и перспективности:
программа обеспечивает связь и динамику в формировании знаний, умений и способов
деятельности между этапами начального общего образования, а также успешную адаптацию
обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего образования,
единые подходы между их обучением и развитием на уровнях начального общего и основного
общего образования;
6) принцип интеграции обучения и воспитания: программа
предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку мероприятий,
направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов
обучающихся, нравственно-ценностного отношения к действительности;
7) принцип здоровьесбережения: при организации
образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут
нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования
здоровьесберегающих педагогических технологий.
Объем учебной нагрузки, организация учебных и
внеурочных мероприятий соответствовуют требованиям, предусмотренным санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2, (далее – Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. № 28 (далее – Санитарно-эпидемиологические требования).
ООП НОО учитывает возрастные и психологические
особенности обучающихся. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования
в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.